Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы
Поликультурность столь повседневна, что мы не обращаем на нее внимания. Между тем наша эпоха стремительного научно- технического развития продемонстрировала нам поликультурность в концентрированном виде: увеличилось число культур, с которыми мы вступаем во взаимодействие, возросла интенсивность подобных контактов, их глубина. Между тем наша эпоха стремительного научно- технического развития продемонстрировала нам поликультурность в концентрированном виде: увеличилось число культур, с которыми мы вступаем во взаимодействие, возросла интенсивность подобных контактов, их глубина.
Национальный состав населения Украины (2001 год): украинцы 77,8 % украинцы 77,8 % русские 17,3 % русские 17,3 % армяне 0,8 % армяне 0,8 % белорусы 0,6 % белорусы 0,6 % крымские татары 0,5 % крымские татары 0,5 % молдаване 0,5 % молдаване 0,5 % болгары 0,4 % болгары 0,4 % венгры 0,3 % венгры 0,3 % румыны 0,3 % румыны 0,3 % поляки 0,3 % поляки 0,3 % евреи 0,2 % евреи 0,2 % греки 0,2 % греки 0,2 % татары 0,2 % татары 0,2 % другие 0,4 % другие 0,4 %
Такое разнообразие национальностей в населении Украины не могло не коснуться школ По сведениям Министерства образования и науки Украины, на 2006 год в стране действуют 1880 школ с русским языком обучения, 94 с румынским языком, 69 с венгерским языком, 12 с крымскотатарским языком, 9 с молдавским языком, 4 с польским языком, а также 2242 школы с двумя и больше языками преподавания. По сведениям Министерства образования и науки Украины, на 2006 год в стране действуют 1880 школ с русским языком обучения, 94 с румынским языком, 69 с венгерским языком, 12 с крымскотатарским языком, 9 с молдавским языком, 4 с польским языком, а также 2242 школы с двумя и больше языками преподавания.
Цель поликультурного образования состоит в формировании индивида Готового к активной созидательной деятельности Готового к активной созидательной деятельности Готового к современной многонациональной среде Готового к современной многонациональной среде Сохраняющего свою социально-культурную идентичность Сохраняющего свою социально-культурную идентичность Стремящегося к пониманию других культур Стремящегося к пониманию других культур Уважающего иные культурно-этнические общности Уважающего иные культурно-этнические общности Умеющего жить в мире с представителями разных национальностей, рас, верований Умеющего жить в мире с представителями разных национальностей, рас, верований
Достижение цели обеспечивается выполнением комплекса задач: Создание условий социокультурной идентификации личности; Создание условий социокультурной идентификации личности; Формирование представлений о культурно-этническом разнообразии мира; Формирование представлений о культурно-этническом разнообразии мира; Формирование умений и навыков жить в мире и согласии с другими народами; Формирование умений и навыков жить в мире и согласии с другими народами; Развитие способностей к критическому освоению поликультурной реальности; Развитие способностей к критическому освоению поликультурной реальности; Воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность. Воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность.
В процессе поликультурного образования значительную роль играют методы диагностики и контроля готовности учащихся к активной и адекватной деятельности в поликультурной среде. Отслеживание изменений, происходящих с учащимися, проводится по трем основным направлениям: Усвоение знаний о поликультурнойреальности Развитиепрактических навыков и умений в процессе диалога культур Формированиеэмоциональной и рефлексивной культуры
В ключе поликультурности задача современного преподавателя состоит в следующем: Предоставить учащимся информацию о поликультурном разнообразии мира; Предоставить учащимся информацию о поликультурном разнообразии мира; Научить приятию и уважению иных культур, рас, верований; Научить приятию и уважению иных культур, рас, верований; Научить взаимодействию с другими людьми в поликультурном пространстве; Научить взаимодействию с другими людьми в поликультурном пространстве; Научить достойно представлять свой народ. Научить достойно представлять свой народ.
Спасибо за внимание, коллеги! Самое главное не забывать, что «Наша истинная национальность - человек». (Уэллс Герберт)