Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» Долинина Тамара Альбертовна, заведующий кафедрой филологического образования Екатеринбург 2014
Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря для обучающихся, выпускников прошлых лет. Для выпускников прошлых лет итоговое сочинение может проводиться в первые среды февраля, мая. Пересдача итогового сочинения (изложения), а также итоговое сочинение (изложение) для выпускников прошлых лет проводится в первые среды февраля, мая. Для обучающихся, повторно допущенных в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения) предусматриваются дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения).
Проверка итоговых сочинений (изложений) обучающихся осуществляется комиссиями образовательных организаций с правом привлечения независимых экспертов или экспертными комиссиями, сформированными на региональном или муниципальном уровнях. Состав комиссии образовательной организации формируется из школьных учителей-предметников, администрации школы. Комиссия образовательной организации должна состоять не менее чем из трех человек.
Результатом итогового сочинения может быть зачёт или незачёт. Указанный результат итогового сочинения заносится в аттестат вместе с названием темы итогового сочинения. Учащимся, которые получат неудовлетворительную оценку, дадут возможность переписать сочинение. Если в декабре ученик получит "незачёт", то написать заново сочинение можно будет в феврале и конце апреля - начале мая.
Работа будет отправляться в федеральную базу откуда вузы смогут запрашивать копии (чистые, без проверки учителями). Вузы имеют право к 1 октября объявить условия учёта результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приёмной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов.
Тематические направления 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200- летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 2. Вопросы, заданные человечеству войной 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 4. Спор поколений: вместе и врозь 5. Чем люди живы?
Комментарий 1. «Недаром помнит вся Россия…» Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. 2. «Вопросы, заданные человечеству войной» Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Тематические направления 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. 4. Спор поколений: вместе и врозь Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Тематические направления 5. Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико- нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
Особенности нового сочинения должна быть опора на литературные произведения; школьники должны будут показывать в сочинениях не только знание художественного текста, но и высказывать свои собственные мысли, рассказывать о своем жизненном опыте.
Схема сочинения Собственные размышления о проблеме Размышления об отражении проблемы в литературе Пример 1 Пример 3 Вывод Вступление Пример 2
Как будет оцениваться сочинение? Сочинение оценивается по пяти критериям. Первый критерий (содержательный) является главным. Если при проверке сочинения по первому критерию поставлено 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. При оценке следует учитывать объем написанного сочинения. Если в сочинении менее 200 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Рекомендуемое максимальное количество слов в сочинении 400 слов.
1. Глубина раскрытия темы Обучающийся раскрывает тему сочинения и /или отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения - 2 балла. Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностно и /или отвечает на поставленный вопрос, и/или аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой и содержанием сочинения - 1 балл. Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует - 0 баллов.
2. Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры. Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их). Фактические ошибки и неточности отсутствуют - 2 балла. Показывает недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию пересказом и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового материала - 1 балл. Показывает незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать и/или допускает более 3 фактических ошибок - 0 баллов.
3. Культурологическая и/или филологическая компетентность Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа - 1 балл. Не применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения - 0 баллов.
4. Композиционная цельность и логичность изложения Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов - 2 балла. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается - 1 балл. В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения - 0 баллов.
5. Следования нормам речи Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок - 2 балла. Допущены 3 – 4 речевые ошибки - 1 балл. Допущено 5 и более речевых ошибок - 0 баллов. Максимальный балл: 9 Примечание: Учитель вправе поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.
Вопросы, заданные человечеству войной О жестокости войны О разрушении человечности О сохранении человечности О проблеме нравственного выбора О патриотизме О героизме О становлении национального самосознания
О жестокости войны А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н.Толстой «Война и мир» Г.Владимов «Генерал и его армия» И.Бабель «Конармия» М.Шолохов «Тихий Дон» В.Богомолов «Иван»
О разрушении человечности А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н.Толстой «Война и мир» Г.Владимов «Генерал и его армия» И.Бабель «Конармия» М.Шолохов «Тихий Дон» В.Богомолов «Иван»
О сохранении человечности А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н.Толстой «Война и мир» Г.Владимов «Генерал и его армия» М.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека» Д.Рубина «На солнечной стороне улицы»
Найти и объяснить многозначные слова (1)Их эвакуировали в Ташкент. (2)И здесь Сашу и Катю взяла к себе узбечка Хадича. (3)Хадича, маленькая проворная женщина, подвязав с утра косынкой седые жидкие косицы, целый день бесшумной юлой крутилась по утоптанному, чисто выметенному дворику. (4)А Катя умирала…(5)Саша сидел рядом и тихо плакал. (6)Хадича смотрела на девочку, качала головой и бормотала что-то по-узбекски. (7)Под вечер, завернув в головной платок сапоги старшего сына, ушла и вернулась через час без сапог, осторожно держа обеими руками поллитровую банку кислого молока. (8)Осторожно подложив ладонь под легкую Катину голову, приподняла ее и поднесла к губам девочки пиалу. (9)Катя потрогала губами прохладную кисловатую массу, послушно отхлебнула и потянулась – еще.
(10)Хадича отняла пиалу, покачав головой: нельзя сразу. (11)Весь вечер она просидела возле девочки, разрешая время от времени делать два-три глотка… (12)На другой день размочила в оставшемся молоке несколько кусочков лепешки и позволила Кате съесть тюрю. (13)Саша уже не плакал. (14)Он бегал к колонке за водой, раздувал самовар, подметал двор и бог знает что еще готов был сделать для этой женщины, для ее четверых, тоже хронически голодных ребятишек. (15)Двое старших сыновей Хадичи постигали правила русского языка в окопах Второго Украинского фронта, муж давно умер. (16)Дня через три Катя уже сидела во дворе и глядела с тихим удивлением на крикливые игры ее черноглазых детей. (17)Говор ей был непонятен, а игры – понятны все… (По Д. Рубиной)
О проблеме нравственного выбора А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н.Толстой «Война и мир» Г.Владимов «Генерал и его армия» М.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
О патриотизме Л.Н.Толстой «Война и мир» Г.Владимов «Генерал и его армия» М.Шолохов «Судьба человека»
О героизме
О становлении национального самосознания
Спор поколений: вместе и врозь Отношения отцов и детей как гармоническое единство, благотворное влияние нравственных устоев старших на молодое поколение Пагубная наследственная философия отцов Конфликтность взаимоотношений «отцов» и «детей» в сфере социального противостояния «века нынешнего» с «веком минувшим» Распадение естественных связей между людьми в условиях «классовой борьбы» Преодоление трагедии разрушения Очага и Дома в годы революционных и военных испытаний
Отношения отцов и детей как гармоническое единство, благотворное влияние нравственных устоев старших на молодое поколение 1.«Поучение» Владимира Мономаха 2. А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 3. Л.Н.Толстой «Война и мир»
Пагубная наследственная философия отцов 1. М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь» 2. А.С.Грибоедов «Горе от ума» 3. Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Конфликтность взаимоотношений «отцов» и «детей» в сфере социального противостояния «века нынешнего» с «веком минувшим» 1. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 2. В.Маяковский
Распадение естественных связей между людьми в условиях «классовой борьбы» 1. М.Шолохов «Родинка», «Тихий Дон» 2. А.Т.Твардовский «По праву памяти» 3. М.Булгаков «Белая гвардия» 4. А.Приставкин «Фотографии»
Преодоление трагедии разрушения Очага и Дома в годы революционных и военных испытаний 1. М.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
Виды вступлений Определение темы рассуждения. Анализ (краткое перечисление) разных точек зрения на проблему. Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи. Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного». Изложение автором сочинения собственной точки зрения. Ассоциативное вступлений (рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная тема). Лирическое вступление.
Виды заключений Общий вывод. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении. Изложение собственной позиции. Следствие. Рассуждение о том, какие последствия может иметь понимание или непонимание проблемы для автора сочинения, для человечества. Расширение проблемы. Новый вопрос. Открытый финал.
Композиционная разводка – предложение, в котором пишущий в краткой форме объясняет, каких вопросов он коснется в работе, на каком материале будет раскрывать тему
Логические связки Я считаю, что… Тема показалась мне интересной… Некоторые считают, что… Считается, что… Многие утверждают, что… Я не согласна с тем, что… Попробуем разобраться… Мне кажется, что… Во-первых… Вот и в произведении… Следует отметить, что… Прежде всего… Необходимо признать, что… Как известно… Доказательством служит… С одной стороны… Например… Поясняя сказанное… Допустим, что… Из этого следует, что… Если… Во-вторых… С другой стороны… С помощью… Напротив… Как известно… Итак… Поясняя сказанное… Надеюсь, что мне удалось доказать (объяснить), что… Все сказанное позволяет утверждать… Словом… Подводя итог… Действительно…
Успехов в работе! Благодарю за внимание!