Этнографический метод Выполнили: Кондратьев В.А., Драчук Б.А., Морозов В.А. Преподаватель: доцент, Дагаев А.А. Высшая школа экономики, Москва, 2014
«Этнографические исследования представляют собой многоаспектный анализ повседневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры, и отличающейся от культуры основной массы населения, и имеют описательный характер» [1]. «Этнография является исследовательским подходом, включающим погружение внутрь процесса, исследование культуры или социального мира, где исследователь внедряется в данную культуру и обнаруживает скрытое или открытое, а также неявные культурные значения» [2]. Высшая школа экономики, Москва, 2014 Определение 2
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Цели фото 3 Описание и объяснение культуры и природы группы людей, процессов или явлений; Исследователь обычно ставит своей целью не столько проверку гипотез, выводимых из существующей теории, сколько развитие новых теоретических представлений; Задача этнографического понимания обнаружить и зафиксировать разрыв, чтобы в дальнейшем дать объяснение, этот разрыв исключающее.
Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото 4 Этапы исследования Формулировка проблемы и гипотез Получение доступа к полю исследования Принятие решения об объекте и месте исследования Выбор исследовательской роли Вступление в коммуникацию с информантами Сбор Эмпирических материалов Обработка эмпирических материалов Формулировка выводов
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Методы сбора и анализа информации фото 5 Case – study Фоторепортажи Домашние визиты Метод сопровождения покупателя Метод ведения дневниковых записей Групповое интервью Включенное/не включённое наблюдение Анализ фотографий, записей, документов, фольклора и т.д.
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Сложность применения фото 6 Междисциплинарность метода. Необходимость большого объема знаний у исследователя в таких науках, как культурология, география, история, лингвистика и т.д. В исследованиях, посвященных УП, зачастую, данный метод не может быть использован изолированно.
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Пример плохого этнографического исследования фото 7
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Пример хорошего этнографического исследования фото 8 Особая система коммуникаций, организационная культура и набор взаимоотношений в команде создает уникальную и крайне Эффективную обстановку для восстановления больных. Гипотеза Сотрудничество с реабилитационным центром МКС Задачи Изучить организационную культуру Изучить инструменты взаимодействия людей Исследовать уровни и виды общения с пациентами Создать описание практик с целью копировать модель Цель Выбор включенного исследования & Вступление в коммуникацию Сбор и анализ полученных данных & Получение выводов
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Почему выбран этнографический метод? 9 Этнографический метод Непосредственное участие в исследовании; Понимание паттернов поведения участников; Обсуждение паттернов с участниками; Описание культуры межпрофессионального взаимодействия. В то время как: Grounded theory (обоснованная теория) – больше подходит для описания теории, нежели практики Phenomenology – больше сконцентрирована на личностных характеристиках, нежели на общем уровне культуры
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Intel corporation 10 Проблема: Неоднородность потребительского рынка в мире Цель: Создание уникальных продуктов для каждого потребительского рынка, соответствующих ожиданиям потребителей и национальных особенностей. Решение проблемы: Привлечение антропологов и социологов, для создания этнографического подразделения в компании
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Исследования в Индии и Китае 11 Уникальный продукт Особенности менталитета Особенности экономики Природные условия
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Использованная литература Тавокин Е. П., Основы методики социологического исследования. Учебное пособие. –М: Инфра-М, – с Шведько А. В., Теория и практика этнографического исследования. 3. Белых М. Еремеева А., Этнографический анализ: теория и практика. Презентация. – М. HSE Девятко И.Ф., Методы социологичесского исследования. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, с. 5. Степанова А. С. Муромцев Ю. Л., Ограничения использования в России систем управления проектного бизнеса в устройствах беспроводной телефонии систем жизнеобеспечения. – Тамбов: УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. 4(14) Том Lynne B. Sinclair, Lorelei A. Lingard, Ravindra N. Mohabeer, What's So Great About Rehabilitation Teams? An Ethnographic Study of Interprofessional Collaboration in a Rehabilitation Unit, 2009 (July). 7. Peter Parker, The role of ethnographic researches in the Intel, 2012