«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила: старший воспитатель ГБОУ гимназии 1577 Беляева Оксана Александровна
Цель: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОС Задачи: Изучить нормативно-правовые документы ФГОС. Раскрыть системную направленность ФГОС ДО. Создание развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.
Основные принципы ФГОС ДО: поддержка разнообразия детства; полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития; создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Цели: Повышение социального статуса дошкольного образования обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2. Обеспечение равных возможностей; 3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; 4. Создание благоприятных условий развития детей; 5. Формирование общей культуры личности детей, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; 6. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс; 7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; 8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Образовательные области: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие.
Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2. Характер взаимодействия со взрослыми; 3. Характер взаимодействия с другими детьми; 4. Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.
Понятие предметно-развивающая среда «Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». (С. Л. Новоселова) В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей среды Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Принципы при формировании предметно- пространственной среды рекомендованные ФГОС: - принцип дистанции позиции при взаимодействии; - принцип активности самостоятельности, творчества; - принцип стабильности – динамичности развивающей среды; - принцип комплексирования и гибкого зонирования; -принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды); - принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ); - гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами; - принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде. РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями и коррекции недостатков их развития.
Требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде. РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Требования к развивающей предметно- пространственной среде. РППС должна обеспечивать: - реализацию различных образовательных программ; - в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; - учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - учет возрастных особенностей детей.
РППС должна быть: - содержательно – насыщенной; - трансформируемой; - полифункциональной; - вариативной; - доступной; - безопасной.
I. Насыщенность среды Должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. ОП должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Образовательное пространство должно обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; Возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
Вариативность среды предполагает: наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность предполагает для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Функции предметно-пространственной среды Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна: Иметь привлекательный вид; Выступать в роли естественного фона жизни ребенка; Снимать утомляемость; Положительно влиять на эмоциональное состояние; Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Показатели оценки развивающей среды: Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе; Отсутствие конфликтов среди детей; Наличие продуктов детской деятельности; Динамика развития ребенка; Невысокий уровень шума.
Функции педагога Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 5. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Спасибо за внимание!