Выступление на педагогическом совете «Формы проявлений одаренности в детском возрасте » Скирневской Ирины Николаевны, воспитателя МДОУ Оболенский детский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. Этимология.
Advertisements

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием... Способности ученика– объяснение успеха педагога...
Развитие детской одаренности. Выполнили: Ахмедова Алеса. Панченко Юлия.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
МБОУ «Школа 51» Социально – психологические особенности одаренных детей.
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Шпилева Ирина Валерьевна, методист.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
Ваш ребёнок идёт в школу Автор: Кудасова Ольга Викторовна старший воспитатель МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок» Заиграевский район, Бурятия.
Психологический портрет одаренного ребенка. « Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная.
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ гимназии528 Алексеенко Ю.Г.
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ Особенности психического развития.
Как развивать способности ребенка.. Способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения.
Перспективный план работы по выявлению и развитию одаренности у дошкольников Мероприятия Срок Ответственный Пополнение методической базы и дидактического.
Одаренность человека это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать.
Проблемы психолого- педагогической поддержки талантливых детей Горбунова Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
Одаренность, талант, гениальность ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ.
Родительское собрание: «Успешность в обучении: от чего она зависит?» Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда. (Томас Эдисон)
«Как мы воспитываем таланты» (Реализация программы «Одаренные дети») Вдовенко О.В., музыкальный руководитель МДОУ 12 «Полянка» 2010 год.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Транксрипт:

Выступление на педагогическом совете «Формы проявлений одаренности в детском возрасте » Скирневской Ирины Николаевны, воспитателя МДОУ Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка» г.

Проблема одаренности в целом и проблема детской одаренности в частности издавна вызывала большой интерес среди представителей различных слоев общества и на протяжении продолжительного времени была окутана ореолом таинственности. Подтверждением тому служит и этимология слова «одаренный». В русском языке, как и во многих других языках, оно происходит от слова «дар», что указывает на представление наших предков о сверхспособностях и таланте человека как о божественном явлении, которым наделены только избранные представители общества.

Одаренные дети главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. Многие страны вкладывают немалые средства в национальные и региональные программы работы с ними. Данные программы призваны обеспечить оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание им специальной социальной, психологической и педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и воспитателей

В нашей стране в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. С этой целью к работе была привлечена большая группа авторитетных ученых. Созданную ими концепцию видимо, следует рассматривать как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает само название «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадрикова 1998 г.)

По определению авторов концепции: «Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

Мотивационный компонент Инструментальный компонент Ядро одаренности

Инструментальный компонент одаренности 1. Наличие специфических стратегий деятельности, а именно: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом. 2. Сформированность качественного своеобразного стиля деятельности, в котором четко прорисовываются такие характеристики как самодостаточность и склонность всё делать по-своему. 3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе. 4. Особый тип обучаемости, который не зависит от лёгкости, скорости, темпа обучения, но позволяющий в последующем резко изменять структуру знаний, представлений и умений.

Мотивационный компонент одаренности. 1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; 2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; 3. Повышенная познавательная потребность; 4. Предпочтение парадоксальной противоречивой и неопределенной информации; 5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Критерии определения видов одаренности. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики Степень сформулированности Форма проявлений Широта проявлений Особенности возрастного развития

Личные особенности, присущие одаренным детям - ранняя речь и большой словарный запас - необычно развитое внимание - ненасытная любознательность и отличная память - раннее овладение знаниями в избранной сфере - проявление высокого интеллекта - увлечение своим делом, энергичность - демонстрация ярко выраженной независимости, стремления работать в одиночку, индивидуализм - умение контролировать себя - стремление контактировать с одаренными юношами, взрослыми - умение извлекать пользу и быстрое приобретение художественного и интеллектуального опыта.

Отечественные и зарубежные исследователи чаще всего одаренными называют тех детей, которые делают все немного раньше, немного лучше, немного быстрее и часто немного не так, как большинство их сверстников, а также демонстрируют высокий уровень способностей в одной или нескольких областях.

сферы одаренности Интеллектуальные способности Способность к обучению Творческое мышление (креативность) Художественные способности Лидерские способности Психомоторные способности

Спортивный талант Если… он энергичен и все время хочет двигаться он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню; кажется, что он всерьез никогда не устает; неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности Если… ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки; может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек; любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов; интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование Если… рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное; выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета; изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными; любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант Если… ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение; сочиняет свои собственные мелодии; научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться Если ребенок… не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение; в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации; серьезно относится к произведениям искусства; когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды; не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе Если ребенок… обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям; умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение; любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги; часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий; с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкций; не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант Если ребенок… часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; с большим желанием выступает перед аудиторией; с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен и открыт всему; любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект Если ребенок… хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей; обладает хорошей памятью; легко и быстро схватывает новый школьный материал; задает очень много продуманных вопросов; любит читать книги, причем по своей собственной программе; обгоняет сверстников по учебе, гораздо лучше и шире информирован, чем сверстники; обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла; очень восприимчив и наблюдателен

Понятие одаренность многогранно, требует широкого осмысления и разностороннего подхода, формы проявления одаренности очень разнообразны. Именно перед специалистами дошкольной педагогики и психологии, родителями стоит решающая задача развития природных возможностей детей и как можно более раннего выявления у них особого потенциала, свидетельствующего о наличии бесценного дара природы - одаренности.

Спасибо за внимание.