Формирование навыков функциональной грамотности в условиях школы Подготовила Садыкова Г.О.
Постановление Правительства Республики Казахстан Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на годы
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года 261 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на годы
В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
6 Результаты международных исследований (PISA, TIMS) свидетельствуют о низком уровне сформированности у казахстанских школьников навыков сравнения, соотнесения, сопоставления, обобщения, нахождения точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, а также представлениями, синтезированными на совокупности знаний различной природы. Школьники демонстрируют «отчужденность» приобретаемых знаний и умений
Проблемы школьного обучения: школьники овладевают обрывочными сведениями о мире; учащиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам; узкая специализация и внутришкольная дифференциация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека; учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений, опыта в реализации связей между предметами.
При формировании функциональной грамотности, основной педагогической задачей считается то, 8 Как учить? обновление средств обучения Чему учить?обновлениесодержания Ради чего учить?Ценностиобразования
Образование является особой формой мышления, которая, подчиняясь диалектическим законам, поэтапно проводит обучающегося от незнания – к знанию, от владения знаниями – к их применению, а затем – к созданию новых знаний. Создание нового знания Применение знания Владение знанием Знание Незнание
Типы обучения
Л.С.Выготский (1896 – 1934) «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность… Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды, регулятором и контролёром ее взаимодействия с воспитанником… … Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка у ребёнка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития» Л.В.Выготский
Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Я.А.Коменский
13 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Развитие компетентности к обновлению компетенций Деятельностный подход отражён в Требованиях к результатам освоения основной общеобразовательной программы
Формы функциональной грамотности Общая грамотность. Компьютерная грамотность. Информационная грамотность. Коммуникативная грамотность. Грамотность при овладении иностранными языками. Бытовая грамотность. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях. Общественно-политическая грамотность.
Компетенции, связанные с функциональной грамотностью Способность выбирать и использовать различные технологии. Способность видеть проблемы и искать пути их решения. Способность учиться всю жизнь. PISA, TIMSS, PIRLS проверяют уровень сформированности функциональной грамотности.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций Конфуций Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций Конфуций
Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин