По рр. Амур, Аргунь, Уссури, оз.Ханка проходит государственная граница России и Китая. Общая протяжённость этих пограничных участков - более км. Сток пограничных рек формируется как на территории России, так и на территории Китая, отсюда взаимная заинтересованность в обмене гидрологическими и гидрохимическими данными.
Сотрудничество с Китаем началось в 50-е годы – с началом в Приамурье сильных наводнений. С 1967 года сотрудничество прекратилось почти на 20 лет: не было обмена информацией. Сильные наводнения, сформировавшиеся в 1984 году на территории СССР, а в 1985 г. - КНР вновь вернули к необходимости возобновления обмена данными. В марте 1986 года при встрече экспертов СССР и КНР в г. Пекине вопрос сотрудничества в области гидрологии был успешно решен подписанием соответствующих документов между Госкомгидрометом и Министерством водного хозяйства КНР. 29 января 2008 года было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Китайской Народной Республики о рациональном использовании и охране трансграничных вод.
В соответствии с Протоколом V заседания Совместной российско-китайской комиссии по рациональному использованию и охране трансграничных вод от 13 декабря 2012 года, разработан упрощённый порядок перехода государственной границы. осуществляется сотрудничество в сфере гидрологии, предупреждения и сокращения последствий паводков на трансграничных водах; разрабатываются и осуществляются совместные действия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.
В ноябре 2008 года в рамках Соглашения между нашими странами был подписан очень важный документ - Меморандум между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством охраны окружающей среды Китайской Народной Республики о создании механизма оповещения и обмена информацией при трансграничных чрезвычайных ситуациях экологического характера (далее – Меморандум). В ноябре 2008 года в рамках Соглашения между нашими странами был подписан очень важный документ - Меморандум между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством охраны окружающей среды Китайской Народной Республики о создании механизма оповещения и обмена информацией при трансграничных чрезвычайных ситуациях экологического характера (далее – Меморандум). Согласно статье 1 Меморандума при возникновении трансграничной чрезвычайной ситуации экологического характера стороны должны оперативно уведомлять о ней друг друга в согласованном формате, если угроза соответствует установленным критериям и может распространиться на сопредельное государство.
В рамках Меморандума была согласована «Программа мероприятий по осуществлению совместного российско- китайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов в 2013 г.» Проведение мониторинга на р. Аргунь осуществлялось совместно специалистами ФГБУ «Забайкальского УГМС» со специалистами Станции экологического мониторинга (г. Хулунбуир, КНР). Протяженность обследуемого участка реки составила более 500 км; пунктов отбора проб на р. Аргунь – 3 (пос. Молоканка, с. Кути, с. Олочи). Совместно выполнялись виды работ: визуальные наблюдения, определение координат створов и вертикалей, проведение гидрологических наблюдений, отбор проб воды и донных отложений на химический анализ, метеорологические наблюдения. р. Аргунь на участке от пос. Молоканка до с. Олочи характеризуется как «грязная» (4 класс качества, разряд «б») г. в районе с.Кути на р. Аргунь содержание соединений марганца составило 71,1 ПДК (ЭВЗ). Организованного и непосредственного сброса сточных вод на территории России нет, на территории Китая нет данных. Возможно в результате вымывания марганца грунтовыми водами с подстилающих горизонтов на водосборной площади (фоновое загрязнение водотока), а также в результате смыва с территории при прохождении дождевого паводка 2013 года.
Надо отметить, что на территории России контроль за промышленными и техногенными авариями, которые чаще всего являются источниками ЧС экологического характера, ведут целый ряд организаций и служб. Поэтому в апреле 2009 года в Хабаровске было подписано российское Соглашение о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов власти субъектов Российской Федерации в целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Меморандума. Целью данного Соглашения является своевременное информирование о возможной угрозе ЧС на территории РФ российского контактного лица для дальнейшей передачи китайской стороне. В случае угрозы ЧС с китайской стороны контактное лицо извещает всех участников Соглашения для принятия мер по уменьшению возможного ущерба. Соглашение подписано 14 федеральными ведомствами, всеми пятью приграничными субъектами России.
Этот механизм актуален и при загрязнении трансграничных вод. В случае, если бы его имели в 2005 году, когда в результате аварии на территории КНР в воды р. Сунгари попали вредные химические соединения, оценка степени загрязнения была бы более оперативной и точной. Хотя именно этот случай показал высокую степень реагирования китайской стороны на аварийную ситуацию и быстрое доведение до компетентных органов РФ нужной информации.
В заключении нельзя не отметить, что наводнения, заторы льда на трансграничных водотоках приносят бедствия как российской, так и китайской стороне, поэтому взаимные интересы велики, и сотрудничество в области гидрологии должно продолжаться и обязательно развиваться. Кроме того, совместное изучение гидрологического режима необходимо для рационального использования водных ресурсов, для охраны водных объектов от загрязнения. Также практика показывает, что должен совершенствоваться и созданный механизм взаимодействия при чрезвычайных ситуациях экологического характера