Формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса (система работы классного руководителя) Петрова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 3 г.Камешково
« Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека Обоснование актуальности опыта объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи.
Цель: формирование психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выбору сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда в кадрах. Объектом моей работы является личность школьника в процессе обучения Предмет исследования - психолого- педагогическая поддержка личностно- профессионального самоопределения учащихся.
Задачи: Изучить и проанализировать психолого – педагогическую и методологическую литературу по данной теме исследования. Раскрытие сущности понятия «профессиональная ориентация» в психолого – педагогической литературе Изучение методологии профориентационной работы. Разработать критерии и показатели эффективности психолого- педагогической поддержки личностно-профессионального самоопределения школьников; Изучить взаимосвязь школы и семьи в профориентационном самоопределении учащихся; Составить подборку психологических тестов, способствующих правильному выбору профессий.
Воспитательная система «РОСТОК»
9 класс 5 класс 7 класс 6 класс 8 класс Г.К.Селевко
Профессиональное самоопределение школьников.
Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию Социально-профессиональная адаптация Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
План мероприятий по профориентации Тематика классных часов Тематика занятий с родителями 5 класс Образ моего «Я» «Дайте волю воображению» «Характер-русский!» «Компромисс трёх «Я» – «могу», «хочу», «надо» 6 класс «Я» в общении Богатство вашей личности» «Есть такая профессия – ученик!» «Темперамент пятого типа» «Мир эмоций» 7 класс«Пять САМО в учении. Первое «САМО» – целеполагание» «Тайны хорошей памяти» «В мире труда и творчества» 8 класс«Многоликий лидер» «Без конфликтов – не бывает» В зеркале нравственности 9 класс«Я и моя профессия» «Союз личности и коллектива» «Святая святых – родительский дом»
Профессиональная консультация
Тест КОС (коммуникативно-организаторские способности)
Тест Дж. Голланда по определению типа личности
Опросник Айзенка (подростковый) Сангвиники – 13 человек Меланхолики – 4 человека Холерики – 3 человека Флегматики – 8 человек
Методика «Дифференциально- диагностический опросник» Е.А.Климова «Человек – природа» - 2 ученика «Человек- техника» - 7 человек «Человек- человек» - 7 человек «Человек – знак» - 9 человек «Человек – художественный образ» - 3 человека
Школа-интернат 1– 6 человек СОШ 1 – 9 ПТУ -45 г.Камешково – 3 человека Политехнический колледж г.Владимир – 3 человека Железнодорожный колледж г.Ковров – 3 Музыкальное училище г.Владимир – 1 человек Педагогический колледж г.Владимир – 1 человек Колледж туризма г.Суздаль – 1 человек Торгово-экономический колледж – 1 человек Продолжили своё образование, получив среднее, все учащиеся: ВЛГУ – 14 человек Нижегородский медицинский университет – 1 человек Ивановский медицинский университет – 1 человек РАНХ и ГС – 1 человек
Взаимосвязь школы и семьи в профориентации Участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает двойственность профориентации – как проблемы общественной и педагогической
Новизна Новизна предложенного опыта работы классного руководителя заключается в модификации технологии профессионального самоопределения личности Г.К.Селевко; в рационализации, усовершенствовании отдельных методик и их применении в воспитательной работе с классом с целью формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса. Реалистичность опыта Опыт рекомендован для использования в практической работе учителями-предметниками, классными руководителями основных и средних общеобразовательных учреждений
«Как важно в жизни, помня о желаниях, Возможностей своих не забывать! Эдуард Асадов. Удачи в ваших начинаниях!!!!!!