Выполнила: Юлия Макаркина 9А класс Руководитель: Григорьева В.Е.
Введение Человек – художник, в этом убеждает нас созданное «маленькими людьми» словесное и народное творчество: мифы, сказки, легенды, пословицы и т. д.» - писал М. Горький в статье «О маленьких людях и о большой работе». В связи с интересом к своей истории и культуре, любви к народному фольклору мы захотели вплотную заняться образами деревьев в народном фольклоре, изучить его и понять. Дерево – в народной культуре славян объект поклонения. К категории почитаемых и священных относились одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников, а также такие, с которыми связано явление чудотворных икон. К этим деревьям приходили люди, чтобы избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и др. Вблизи священных деревьев совершались различные обряды.
Орешник Старому дереву лесного орешника – при отсутствии священника – можно было даже «исповедаться»: став на колени и обхватив его руками, человек каялся в грехах, просил у дерева прощение. Старому дереву лесного орешника – при отсутствии священника – можно было даже «исповедаться»: став на колени и обхватив его руками, человек каялся в грехах, просил у дерева прощение.
Дуб, вязь Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным. Запрещалось рубить их и вообще наносить дереву какой – либо ущерб: нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Такие деревья, согласно поверьям, оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» окрестностей сел, домов, колодцев, озер, охраняли от града, пожаров, стихийных бедствий. Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным. Запрещалось рубить их и вообще наносить дереву какой – либо ущерб: нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Такие деревья, согласно поверьям, оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» окрестностей сел, домов, колодцев, озер, охраняли от града, пожаров, стихийных бедствий.
Рябина Всех спасает, всем помогает бескорыстная, бесхитростная рябина, и лишь себя не в силах защитить от горя, от злых чар. «В народных песнях, преимущественно лирических, рябина символически сопоставляется с тоскующей женщиной», - отмечает этнограф Т. А. Агапкина. Великим грехом считалось попусту, без крайней на то необходимости тревожить «святое дерево». Рябиновыми дровами не топили печи. В старину болящие шли на утренней заре в лес, к рябине, вставали перед нею на колени, обнимали и целовали ее и произносили заговор. Особым почитанием было окружены рябины, росшие в святых местах
Береза Одна из наиболее почитаемых из деревьев. В народных легендах береза – благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды. Во многих местах березу специально сажали рядом с домом для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка, для защиты от молнии, для отпугивания зла и т. п. В обрядовых приговорах при сватовстве береза и дуб выступали как символы невесты и жениха («у вас есть береза, а у нас дуб»). В свадебных и лирических песнях береза – самый популярный символ девушки.
Священные деревья У многих народов существовал культ, связанный с идолами и священными деревьями. Так, например, в 980 году в Киеве русский князь Владимир поставил идолы древних славянских богов Перуна, Хорса, Дажь – бога, Стрибога и других. Известно также, что примерно в это же время русские купцы после трудных плаваний приносили жертвоприношения огромному дубу – «…они приносят живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные кладут куски хлеба, мяса…». У многих европейских народов (греков, римлян, германцев, кельтов и др.) существовал культ священных рощ или деревьев, чаще всего таким деревом был дуб. Такой же культ дерева существовал в древности у кавказских, азиатских и африканских народов. Современная новогодняя елка с нарядными украшениями – это остаток традиции поклонения священному дереву, на которое в качестве жертвоприношения вешали кусочки ткани, ленты и т. п. Во многих древних культурах священное дерево могло представляться в виде столба или идола. Поэтому во многих чувашских обрядах жертвенную пищу было принято выливать у столба ворот, как бы заменяющего священный столб или дерево.
Литература 1. А. К. Салмин. Народная обрядность Чувашей. Чебоксары г. 2. А. К. Салмин. Сказка. Обряд. Действительность. Чебоксары г. 3. Культура чувашского края. Часть 1. Чебоксары.1994 г. 4. Е. Енькка. Родной край. (6 – 7 класс). Чебоксары г. 5. «Чуваши. Этнографическое исследование». Часть 2. Чебоксары г. 6. А. И. Петрухин. Мировоззрение и фольклор. Чебоксары г. 7. Л. Петрова. Изучение чувашской сказки и чувашского обряда в 5 классе русской школы. Журнал «Народная школа» г. 8. Чувашские народные сказки. Чебоксары г. 9. Беличева В. Рябина (текст): священные деревья. Журнал «Наука и религия» г.