Презентация по биологии Подготовили ученицы 11-А класса Донецкого лицея 6 Потрываева Мария, Костанда Анна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человек- господин или раб природы?
Advertisements

Подготовила : Мартышина К. И. Ученица 11 Б класса.
Методическая разработка по географии (10 класс) по теме: Взаимодействие общества и природы
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ильинское «Томаринский городской.
Студентки гр Равилова А. Ракипова М.. Глобализационные экономические процессы являются составляющей процесса исторического со всеми его противоречивыми.
Филосовский взгляд на природу Презинтацию подготовил Ученик 11 А класса Земляков Егор.
Экология 11 класс. До появления человека разумного ( Homo sapiens), влияние на природу ограничивалось лишь охотой на животных.
Взаимодействие общества и природы. Урок обществознания в 6 классе. Учитель МБОУ «АСОШ 2» Нурмихаметова И.И.
§ 10 Многообразие современного мира. Современное человечество– это 6 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, около двухсот государств; это многообразие.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Экологическое сознание Составила: Садовская Д.И. Учитель биологии и экологии МБОУ «Патракеевская ООШ»
У роковой черты. Печальные результаты. Мы уже говорили о том, что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду. Причём.
Человек. Общество. Природа.. Что такое человек и что такое природа? Естественная среда обитания человека - ЧЕЛОВЕК биологическое и общественное существо.
Министерство здравоохранения Республики Татарстан ГАОУ СПО «Зеленодольское медицинское училище/техникум» Презентация по биологии «Взаимосвязь природы и.
Урок 2 Человечество, являясь биологическим видом, в то же время представляет собой сложную социально- политико-экономическую систему, которая называется.
1.Происхождение человека 2.Развитие человека План:
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Подготовили; студенты 1-го курса Группа Тс 01/1701 Акимтай Мухамедали Иманберди Баглан.
Транксрипт:

Презентация по биологии Подготовили ученицы 11-А класса Донецкого лицея 6 Потрываева Мария, Костанда Анна

В истории человечества, можно выделить несколько своеобразных этапов взаимоотношения общества и природы, каждый из которых имеет свою специфику как особый тип этого взаимоотношения. Поскольку отношение человека к природе строится прежде всего на основе производства (производительных сил, орудий и средств труда), то переход от одного этапа к другому определяется революционными переворотами в обществе. В истории человечества, как известно, имели место три таких переворота…

Неолитическая революция, связанная с возникновением земледелия и переходом от присваивающей экономики к производящей

* Промышленная революция, то есть переход от ремесленных орудий труда к машине, создание промышленности

* Научно-техническая революция, которая началась в середине XX столетия, продолжается на наших дней

* Первый этап взаимодействия общества и природы охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления земледелия и скотоводства Это период, когда человек жил охотой, рыболовством и собирательством. Человек в этот период находился в единстве с природой, не выделялся из нее и не оказывал на нее заметного влияния. Его социальность (то есть устройство коллектива, разделение и орга­низация труда и быта, обычаи и т. д.) только зарождалась и была подчинена задаче обеспечить выживание человека как биологического вида. Этот тип взаимодействия человека и природы связан с постоянной миграцией населения, которая вызывалась разными причинами ухудшением природных условий, исчерпанием возможности добывать пищу и т. д.

* Второй этап взаимодействия природы и человека образует период, когда господствующим и решающим видом производства было земледелие (в некоторых местах скотоводство), а все остальные виды производства, если они существовали, были ему подчинены Появление земледелия коренным образом меняет характер отношения общества и природы. Человек начинает активно преобразовывать природу, производя не только средства труда, но и средства существования, переходит к оседлому образу жизни. Люди осваивают новые территории, строят сооружения, вырубают под пашни леса и т. д. Но человек еще органически связан с природой, подчинен ей. Производство почти целиком зависит от погодных условий, климата, смены времен года, плодородия почвы и других естественных факторов. Воздействие человека на среду уже в этот период приобретало иногда разрушительный характер. Разрушая естественные природные комплексы, он подчас оставлял за собой пустыню.

*Религизный взгляд на отношение человека и природы Человек первоначально осознавал свою реальную зависимость от природы в религиозной форме, где естественные силы принимали форму сверхъестественных. Но в мифологии и ранних формах религии ими населялась сама природа: боги были еще природными существами. В дальнейшем природа в сознании человека стала превращаться в чуждую и враждебную ему силу, в нечто мрачное, низменное, таинственное. И это касалось как окружающей природы, так и природы самого человека. Все его помыслы устремляются к неземному, к духовному, к богу, который уже не принадлежит природе, а находится вне ее. Такой взгляд на отношение человека и природы нашел свое воплощение и завершение в средневековом христианстве. Но в индийских религиях такое резкое противопоставление человека природе отсутствует.

* Христианский взгляд на отношение человека и природы Он следуют выводу: чтобы что-то получить от природы, надо не взывать к ней самой, а молить силы, господствующие над природой и находящиеся вне ее, ибо именно они способны заставить природу делать то, что нужно человеку. Бог союзник человека против природы. Что же касается плотского начала самого человека, то лучшее, что он может сделать, это подчинить движения и стремления своей плоти богоданным правилам и нормам. Так христианство формировало безжалостное отношение к природе, оправдывало и освящало противопоставление человека природе и одновременно выполняло социальную функцию примиряло угнетенных со своим рабским положением.

Процесс взаимодействия общества с природой здесь с самого начала принял глубоко противоречивый, антагонистический характер. Технический прогресс все более увеличивал его могущество, силу его воздействия на природу. Все это порождало справедливое убеждение в неограниченных возможностях разума и труда в деле преобразования природы и ее использования в интересах человека. Люди стали гордо утверждать, что они господствуют над природой и что по мере развития науки и техники это господство будет все более возрастать. Но за успехами терялась другая, отрицательная сторона используемой технологии. Дело в том, что технология машинного производства весьма расточительна и вредна для окружающей среды.

Научно-техническая революция грандиозный переворот в производительных силах современного общества. Она знаменует начало нового этапа во взаимодействии общества и природы. Начало, как мы видели, весьма драматическое. Техника, порождаемая научно-технической революцией, казалось бы, лишь усиливает те тенденции в отношении общества к природе, которые возникли на стадии индустриального развития. Действительно, среда ныне загрязняется отходами не только промышленного производства, но и радиоактивными веществами. В небывалых масштабах произво­ дятся гербициды, пестициды, которые не растворяются, а мигрируют по всему миру, отравляя среду. Начинают производиться различные искусственные материалы, которые сама природа переработать не может. Колоссально вырастает объем производства, а следовательно, использование природных ресурсов. Следовательно, именно техника, порожденная новой революцией в производительных силах и вызвала кризисную ситуацию во взаимоотношении природы и общества.

Капитализм тоже пытается решать экологические проблемы, опираясь на достижения современной науки и техники. Но, вызвав к жизни и колоссально развив производительные силы, он и сегодня продолжает подчинять их функционирование и развитие эгоистическому частнокапиталистическому интересу стремлению к прибыли. Борьба за прибыль, жестокая конкуренция с необходимостью порождают ограниченно-потребительское отношение к природе, нежелание считаться с интересами всего общества и самой природы. И дело тут не в злой воле отдельных индивидов, а в самой природе частнособственнического общества, в котором нет и не может быть единства общего и частного интереса. Вопросы взаимодействия общества и природы носят комплексный характер, и в их решении должны участвовать естественные, технические и общественные науки.

Проблема взаимодействия человека с природой без нанесения вреда ей весьма сложна и многообразна, и здесь, видимо, возможны самые различные конкретные решения. Но уже в настоящее время ученые, определяя перспективы развития техники, отвечающей экологическим целям, намечают эффективный путь борьбы с загрязнением среды - создания безотходного производства. Предлагаются и различные технические решения проблемы ресурсов, энергетических проблем, проблемы увеличения производства пищи и т.д. Не вдаваясь в подробности, мы обращаем внимание лишь на принципи­альную сторону вопроса на возможность и необходимость в условиях социализма технического развития на качественно новом уровне, отвечающем принципам и нормам нового этапа взаимодействия природы и общества. Речь идет о создании техники, которая, приспосабливая природу к нуждам и потребностям человека, в то же время сохраняет ее как естественную предпосылку человеческого существования. Считаться с этой стороной дела человечество заставляет сама история.

Во-первых, развитие отношений между обществом и природой имеет диалектический характер. На заре своего существования человек был почти слит с природой. Это было первоначальное и примитивное единство, когда человек материально полностью зависел от природы, а духовно не выделял себя из нее. Такова первая ступень. Но это примитивное единство отрицается с возникновением скотоводства и земледелия первых форм активного преобразования человеком природных условий его существования, с возникновением ремесла и т. д. Человек начинает все более выделяться из природы. Этот процесс с самого начала был внутренне противоречивым. С одной стороны, человек втягивает в свою хозяйственную деятельность все новые элементы и силы природы и тем самым устанавливает с ней все более многосторонние связи. С другой он все более отдаляется от природы, замыкаясь в создаваемой им искусственной среде. Преобразуя природу, человек приспосабливал ее к своим потребностям и считался при этом со своими интересами, а не с тем, какие последствия его действия имеют для самой природы.

С возникновением капиталистической промышленности, развитием процессов урбанизации отделение человека от природы доходит до крайности, до прямого противопоставления, до резкой противоположности. Господство над природой оборачивается ее разрушением, вовлечение в хозяйственный оборот все большей массы вещества и видов энергии расхищением ее богатств, от­деление человека от природы их отчуждением. Это во-вторых.

В-третьих, преодоление отрыва общества от природы, восстановление их единства на основе достижений всего предшествующего развития. Соединение достижений научно- технической революции с общественными отношениями создает необходимые условия и предпосылки для установления гармоничных отношений человека и природы на новой, социальной, технической и научной основе. Восстановление единства общества и природы означает не господство человека над природой и не подчинение его природе, а установление гармоничных отношений между обществом и природой, при котором сама природа становится рациональным организованным процессом жизнедеятельности общества.