В лесу родилась елочка, В лесу она росла, Зимой и летом стройная, зеленая была. Метель ей пела песенку: "Спи, елочка, бай-бай!" Мороз снежком укутывал: "Смотри, не замерзай!" И вот ты здесь, нарядная, На праздник к нам пришла. И много-много радости Детишкам принесла. Самая популярная детская песня Вы спросите: «Причём тут ёлочка?» Да всё очень просто – ель и сосна, которыми мы в Новый год украшаем дома, относятся к голосеменным Растениям.
показать особенности строения голосеменных растений ; выявить черты сходства и различий представителей споровых и семенных растений ; познакомиться с особенностями размножения голосеменных растений на примере цикла развития сосны. продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами.
Карточка 1. Заполните пропуски в тексте : Папоротники – высшие растения, потому что они имеют ……… и ………. Т. к. папоротники размножаются …………………….., то они относятся к ………………………… растениям. Спорофитом у папоротника является …………… ………….. Гаметофитом -………………, образующийся из споры. Лист папоротника выполняет функции …………… и …………
Карточка 2. Подчеркните правильные ответы, предложенные в скобках : 1. Что развивается из спор папоротника ? ( гаметофит ; спорофит ) 2. Что развивается из зиготы папоротника ? ( половое поколение с гаметангиями ; бесполое со спорангиями ) 3. Чем представлен гаметофит папоротника ? ( травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями ; коробочкой со спорами ; заростком )
Карточка 2. Подчеркните правильные ответы, предложенные в скобках : 4. Чем представлен спорофит папоротников ? ( травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями ; коробочкой со спорами или заростком ) 5. Какое поколение преобладает в жизненном цикле папоротников ? ( бесполое – спорофит ; половое - гаметофит ) 6. Что служит ограничивающим фактором в цикле развития папоротников ? ( воздух, вода, температура ).
Карточка 1. Органы ( листья, стебель, корневище ); Спорами ; Споровым ; Многолетнее зелёное растение ; Заросток ; Фотосинтеза и спорообразования.
Карточка 2 1. Гаметофит. 2. Бесполое со спорангиями. 3. Заростком. 4. Травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями. 5. Бесполое – спорофит. 6. Вода.
Они образуют семена, но не формируют цветков и плодов. Предки голосеменных – первичные разноспоровые папоротники, вымершие в начале каменноугольного периода. Голосеменные растения имеют стебель, листья и корень.
Запас питательных веществ; Защищены семенной кожурой; В семени зародыш может в течение более длительного времени сохраняться от воздействия неблагоприятных факторов. Возникновение семенного размножения – важный этап эволюции растений.
Хвойные широко распространены на Земле. Среди хвойных нет травянистых растений, а только кустарники и деревья. Размножаются семенами. Опыление и оплодотворение у семенных растений не зависит от наличия воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши. Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. Чаще всего вечнозеленые растения.
Молодые веточки сосны несут мелкие чешуйчатые бурые листочки, в пазухах которых сидят очень короткие побеги. На каждом из этих побегов у сосны обыкновенной развиваются по два игловидных листа, т.е. по две хвоинки. Хвоинки живут по 2 – 3 года, а затем опадают вместе с коротким побегом. При благоприятных условиях сосны достигают 30 – 40 м в высоту и живут до 350 – 400 лет
Почему эти растения называются голосеменными?
Шишки сосны Шишки пихты
Оборудование: побеги и шишки сосны, ели. Ход работы: 1. Рассмотри хвою сосны, ели, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле. Данные занеси в таблицу. 2. Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны, ели. Данные занеси в таблицу. 3. Сделай вывод, закончив предложение. Сосну и ель относят к голосеменным потому, что… Ответьте на вопросы: Чем отличается хвоя сосны от хвои ели? Как располагаются хвоинки на побегах? Какой вывод вы сделали?
Сравните эти фотографии. Одинаковые ли растения на них изображены ? Это сосны в лесу. Там они стоят высокие, стройные, как колонны. Ветки на них остались только вблизи вершин, поэтому они пропускают много света. Это сосны на открытых местах. Там они раскидистые
Сосны неприхотливы. Их можно встретить на песках, на болотах, в меловых горах и даже на голых скалах. Сосна на болоте Сосна на меловой горе Сосна на песке
У сосен, растущих на плотных почвах, главный корень хорошо развит и уходит глубоко. У сосен, растущих на песчаных почвах, кроме главного корня, близ поверхности почвы развиваются боковые корни. Они расходятся далеко в стороны от ствола дерева. На болотистых почвах главный корень развит плохо.
Ель отличается от сосны не только внешним видом. Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у неё сохраняются даже самые нижние ветви. В таких лесах царит полумрак, густые кроны деревьев здесь смыкаются. Под деревьями нет подлеска и очень мало трав. Лишь зелёные мхи и сплошная подстилка из опавшей хвои покрывают почву.
Мужские шишки Другие, красноватые, одиночные, - женские. Они находятся на вершинах молодых веток. Женские шишки Одни из них, зеленовато – жёлтые, собраны тесными группами у оснований молодых побегов. Это так называемые мужские шишки.
Женское соцветие
.
Мужское соцветие
Плодоношение. Эта шишка поспеет к весне будущего года.
Плодоношение. Шишка опылена прошлой весной.
Красноватые шишки Зеленовато - жёлтые шишки По 2 семязачатка на чешуйке По 2 пыльцевых мешочка с пыльцой на чешуйке Перенос пыльцы ветром, прорастание пыльцевой трубки с мужскими гаметами - спермиями Женские гаметы - яйцеклетки Оплодотворение Зигота Зародыш семени с запасом питательных веществ Семя Проросток Схема развития голосеменных растений
МОЛОДАЯ ШИШКА ШИШКИ ВТОРОГО ГОДА
ЗРЕЛАЯ ШИШКА
Закрепление Назовите признаки растений отдела Голосеменные. 1. Вечнозеленые растения. 2. Жизненная форма – деревья и кустарники. 3. Листья игольчатые. 4. Размножение с помощью семян. 5. Не образуют плодов. 6. Оплодотворение без участия воды.
Закрепление В чем заключается преимущество семян? 1. Запас питательных веществ; 2. Защищены семенной кожурой; 3. В семени зародыш может в течение более длительного времени сохраняться от воздействия неблагоприятных факторов.
Параграф 42, пересказ Найти в дополнительной литературе пословицы и поговорки о хвойных растениях, объяснить их значение. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика сосны и ели». Домашнее задание