МАРКИРОВКА ТОВАРА
1. Функции и требования к маркировке. 2. Требования к маркировке. 3. Виды и носители маркировки 4. Информационные знаки
1. Функции и требования к маркировке
МАРКИРОВКА это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.
Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, эмоциональная и мотивационная.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ является основной и проявляется в предоставлении потребителю всей необходимой информации. Маркировка содержит информацию: основополагающую; потребительскую; коммерческую.
ИДЕНТИФИЦИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ обеспечивает контроль товарных партий на всех этапах товародвижения.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И МОТИВАЦИОННАЯ заключается в том, что она должна вызывать у потребителя положительные эмоции и служить важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.
2. Требования к маркировке.
Требования к маркировке: Общие специфические. Общие требования регламентируются Законом Респуб лики Беларусь « О защите прав потребителей » и включают достоверность, достаточность, доступность (языковая доступность, понятность, востребованность).
Требования к маркировке: общие; специфические.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ регламентируются Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и включают достоверность, достаточность, доступность (языковая доступность, понятность, востребованность).
Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста; достоверность относительно количества, качества, изготовителя, места происхождения; использование несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.
Требования устанавливаются стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию.
3. Виды и носители маркировки
Различают производственную и торговую маркировку.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МАРКИРОВКА текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.
Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.
ЭТИКЕТКА самостоятельный носитель информации, который приклеивается или прикладывается к товару, либо наносится типографским, или иным способом на товар, или упаковку. Содержит значительный объем информации, а иногда изображения или символы.
КОЛЬЕРЕТКИ разновидность этикеток, наклеиваемых на горлышко бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом. Они не несут большой информационной нагрузки.
ВКЛАДЫШИ разновидность этикеток. Содержат краткие сведения о товаре или изготовителе.
ЯРЛЫКИ И БИРКИ носители маркировки, которые при клеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЛЕНТЫ носители краткой дублирующей информации, предназначенной для контроля или восстанов ления сведений в случае утраты этикеток, бирок или ярлы ков, применяются в одежно-обувных товарах.
ТОРГОВАЯ МАРКИРОВКА текст, рисунок или условные обозначения, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.
4. Информационные знаки
Информационным знакам свойственна краткость, быстрая узнаваемость, выразительность и наглядность.
Различают следующие виды информационных знаков: товарные, наименования места происхождения, соответствия, качества, компонентные, размерные,
эксплуатационные, манипуляционные, предупредительные, экологические, штриховой код.
Национальные знаки соответствия знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными доку ментами.
Транснациональные (региональные) знаки соответствия знаки, подтверждающие соответствие требованиям региональных стандартов.
Манипуляционные знаки предназначены для информи рования о способах обращения с товарами. Раньше они на носились в основном на транспортную тару.
Предупредительные знаки предназначены для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреж дения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.
Первая группа включает знаки, информирующие об эко логической чистоте товара и безопасности товара или отдельных его свойств для окружающей среды.
Вторая группа объединяет знаки, информирующие о способах, предотвращающих загрязнение окружающей среды.
Третья группа включает знаки, информирующие об опас ности для окружающей среды. К ним относятся некоторые предупредительные символы.