Неопределенность знания и количество информации Содержательный подход к измерению информации
В случае содержательного подхода к измерению информации количество информации связывается с содержанием (смыслом) полученного человеком сообщения. Ведь информация – это знания, полученные человеком из внешнего мира, являющиеся для него новыми и понятными. Количество информации, заключенное в сообщении, должно быть тем больше, чем больше оно пополняет наши знания.
Самой маленькой единицей измерения информации является 1 бит. Понятие «бит» происходит от английского слова bit (кусочек), но есть и другое понятие происхождения этого термина: Binary digiT – двоичная цифра. Единица измерения информации была определена в науке, которая называется теорией информации. Её определение звучит так: Сообщение, уменьшающее неопределенность знания в 2 раза, несет 1 бит информации
Неопределенность знания Рассмотрим на примерах, что такое «неопределенность знания». Допустим, вы бросаете монету, загадывая, что выпадет: орел или решка. Есть всего 2 варианта возможного результата бросания монеты. Причем ни один из вариантов не имеет преимущества перед другим – они равновероятны. В этом случае неопределенность знания о результате равна двум.
Игральный кубик может с равной вероятностью упасть на любую из шести своих граней. Значит, неопределенность знания о результате бросания кубика равна шести. Следовательно, неопределенность знания о некотором событии – это количество возможных результатов события.
Сообщение о том, что произошло одно событие из двух равновероятных, несет 1 бит информации. 2 i = N, где N – количество равновероятных событий, а i – количество полученной информации в битах. Так в примере с монетой: N=2, i=1 бит В примере с кубиком: N=6, i= ? (см. таблицу на странице 152)
NiNi 10, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,00000
Задачи 1. Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?
2. В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?
3. Сообщение о том, что Петя живет на 10 этаже, несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме?
4. При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 6 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?
5. Была получена телеграмма «Буду у вас 23 октября в 15.00». Определить количество полученной информации.
Домашнее задание: Учебник И.Семакина и др. «Информатика и ИКТ. Базовый курс»: §1.1 (стр ) упр.4,5 (стр.153) - письменно