«Сущность её жизни- любовь» по образу Наташи Ростовой Автор: Салимов Руслан,ученик МОУ СОШ 8 г.Салават
Урок – путешествие по страницам романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Тема: «Сущность ее жизни – любовь» Проблема: что является главным в образе Наташи Ростовой? Каким, по Толстому, должен быть идеал женщины?
Наташа-то и есть подлинная душа Толстого (В. В. Вересаев)
Основным компонентом «Войны и мира» является сценический эпизод, состоящий из сценического диалога (или ряда диалогов и сцен) и авторских ремарок, перерастающих нередко в повествовательные отступления. Отдельные части такого эпизода обычно бывают скреплены сжатыми обзорами событий или фактов из жизни героев. Эпизод представляет собой некоторое сюжетно-тематическое единство и является этапом в развитии фабулы – именины у Ростовых, смерть графа Безухова и т. п. Эпизод ограничен временем и местом и является четко обозначенным моментом действия. Чаще всего он включает в себя ряд небольших сцен. Эпизод состоит из одной или нескольких глав. (А. А. Сабуров. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. 1959)
Краткий план анализа эпизода: 1. В какой части композиции (экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке или эпилоге) расположен данный эпизод? 2. Как раскрываются герои и с помощью каких композиционных и стилистических средств (пейзаж, интерьер, речевые характеристики, тропы, стилистические фигуры, звукопись, окказионализмы и др.). 3. Что нового мы узнаем об авторе из данного эпизода? 4. Какую роль играет эпизод для раскрытия темы и идеи произведения?
Эпизод «Наташа на именинах» (том первый, часть первая, гл. VII – Х, ХV – ХVII) Театрализация эпизода -Из каких сцен состоит данный эпизод? - Почему после танца с Пьером на замечание старой графини Наташа покраснела и рассмеялась? - В чем, по-вашему, прелесть героини и ее обаяние?
Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном (том второй, часть третья, глава II). Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном имела несколько вариантов. По одному из них уже здесь возникли их чувства друг к другу. - Почему писатель отказался от этого в окончательном тексте сцены? Какое открытие поразило его при встрече с Наташей? - Что именно так сильно и так радостно поразило Андрея в Наташиной речи, от каких слов в душе Болконского «вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…». Почему, не видя Наташу, Андрей ярко и живо представлял себе ее облик, только слушая ее, как говорит Толстой, «прислушиваясь к ее говору»? - Как называет Андрей Наташу в своих рассуждениях после ночи в Отрадном и почему?
Первый бал Наташи(том второй, часть третья, гл. ХV - XVII) - Что поразило князя Андрея в Наташе? Каким глаголом неоднократно характеризует отношение Андрея к Наташе Лев Толстой? - Что загадал князь Андрей? - Что поразило Наташу в лице Пьера? Какое желание его лицо вызвало у нее? - Как раскрывается наша героиня в данном эпизоде? - Как развиваются дальше события? Женился ли Андрей Болконский на Наташе Ростовой? Какое условие поставил отец, и почему князь Андрей его принял?
Эпизод охоты( том второй, часть четвертая, главы III – VI). «Сцена охоты потому дана так серьезно, что в романе, где изображаются громкие события истории и много философских рассуждений, она одинаково важна». (С. Бочаров. Роман «Война и мир». 1978) Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивляться ему, ежели бы это было в другое время» - Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность? - В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного? - Что нового мы узнаем о Наташе, и в чем она остается той Наташей, которую мы знали до этого.
Эпизод «Наташа у дядюшки» (том второй, часть четвертая, гл. VII) - Как чувствуют себя молодые Ростовы у дядюшки? Почему Наташа, возвращаясь от дядюшки, говорит: «Я знаю, что никогда я уж не буду так счастлива, спокойна, как теперь»? - Какое свойство Наташи проявилось в ее танце? - В чем эта сцена связана с эпизодом охоты?
История любви Наташи и Анатоля Курагина (том второй, часть пятая, гл.VIII - ХVIII ) Театрализация эпизода - Наташина любовь к Анатолю – наваждение или были причины для их сближения? - Как в этом эпизоде выражены общие законы жизни, раскрытые писателем в романе? - Почему Толстой считал этот эпизод «узлом» (т. е. очень важным по значению в своем романе)? - Согласны ли вы с мнениями известных критиков на образ Наташи Ростовой в данном эпизоде? Докажите свою точку зрения. - Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?
Эпизод отъезда Ростовых из Москвы ( том третий, часть третья, главы ХII – XVII) - Почему Наташа задумалась, услышав объяснение отца с матерью по поводу его распоряжения забирать раненых? - Толстой в этом эпизоде говорит о «восторженно – счастливом» оживлении Наташи. Почему именно это состояние она испытывает. - Как эпизод охоты, святок, отъезда Ростовых из Москвы сцеплены между собой? - Какую жизнь Толстой назвал «настоящей», и чем от нее отличается «ненастоящая»? Как вы поняли это небольшое теоретическое рассуждение писателя? Раскройте его на образе Наташи Ростовой.
Эпизод встречи Наташи Ростовой и князя Андрея в Мытищах ( том третий, часть третья, гл. ХХХI – ХХХII ) и эпизод смерти князя Андрея (том 4, часть 1, гл. XV) - Как мотивирована в романе встреча Наташи и раненого князя Андрея? Согласны ли вы с таким высказыванием по данному вопросу? Свидание происходит как чудо, которое будто бы кто-то для них устроил; но они это чудо устроили сами. (С. Бочаров. Роман «Война и мир». 1978)
- Что значила для Наташи встреча с раненым Болконским? - Почему «по своему положению среди людей, по своей роли в книге Толстого» князь Андрей «должен умереть»? - Как вы понимаете слова Наташи «он слишком хорош для этого мира»? - С какой новой стороны раскрывается образ Наташи в данных эпизодах? - Что же возрождает Наташу к жизни?
- Обратите внимание на речь Наташи. Толстой так комментирует слова Наташи: «Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась». - О чем хочет сказать нам автор? - Как вы понимаете цитату из статьи Маймина Е. А. Докажите ее истинность или ложность на примере одного из рассмотренных ранее эпизодов.
- В чем заключается свойство музыкальности Наташи? -Как вы понимаете метафору «музыка жизни». - В каких эпизодах отражается близость Наташи к природе? О чем это говорит? - Как автор относится к Наташе Ростовой? Докажите свою точку зрения текстом.
- Какие из черт образа Наташи, названных Л. Опульской, в наибольшей степени отвечают вашим впечатлениям? Объясните почему. - Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне? Согласны ли вы с предложенным ответом на данный вопрос?
Литература. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. Книга для учителя. – М., Просвещение, 1972 Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина ХIХ века. – М.: «Вако», 2004 Крундышев А. А. Как работать над сочинением. – Санкт-Петербург: Просвещение, 1992 Русская литература ХIХ века.10 класс. Практикум. Под редакцией Ю. И. Лыссого.– М., Просвещение, 2000 Русская литература. Большой учебный справочник. Для школьников и поступающих в вузы. 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999