Новое поколение образовательных стандартов и требования работодателей А.В. Серова, Руководитель Методического центра НИУ ВШЭ
Свобода вузов Основные тенденции развития ФГОС высшего образования ГОС 1 поколения: Требования к содержательному минимуму; описание сферы востребованности выпускников ГОС 2 поколения: Область и виды профессиональной деятельности; вузовский компонент наряду с федеральным, в последнем- дисциплины и дидактические единицы ФГОС 3 поколения: Область, виды и задачи проф. деятельности направления, компетентностный формат результатов, наличие дисциплин базовой части ОП ФГОС «3+»: область, виды и задачи профессиональной деятельности, УК, ОПК, ПК, требования к соотношению частей ОП: базовая, вариативная/дисциплины, практики, ИГА; наличие направленности ОП ФГОС 4 поколения (план): для уровня ВО в рамках УГС/Н; компетенции на уровне УК и ОПК, требования к соотношениям частей ОП, практикоориентированные и академические ОП и квалификации Требования к результатам Требования к содержанию Регламентация государства
Особенности требований ФГОС 3+ Вызваны вступлением в силу ФЗ 273 «Об образовании в РФ» Три, а не два уровня ВО: Часть требований больше не регулируется ФГОС (см. Положение об организации образовательной деятельности…»), часть новых требований БакалавриатВ ФГОС 3 приравнивался к прежнему специалитету («дипломированные специалисты») Магистратура/специалитет Во ФГОС 3 был основным уровнем, завершающим ВПО Аспирантура Во ФГОС 3 был уровнем послевузовского образования («над» ВПО)
Особенности требований ФГОС 3+ Уточнены требования к образовательным результатам; относительно новая структура компетенций: Требования к оценке качества ОП в рамках требований к условиям реализации (ФОС, ПОА и т.п.) Универсальные (УК)Определяют уровень ВО, не зависят от направления подготовки Общепрофессиональные (ОПК)Определяются направлением подготовки, не зависят от видов деятельности Профессиональные (ПК)Определяются видами профессиональной деятельности
Особенности требований ФГОС 3+ Требования к структуре ООП: На уровне структуры ООП могут различаться программы прикладного и академического характера (потенциально ведущие к разным квалификациям) Блок «Дисциплины (модули)»: Базовая и вариативная части Обязательны дисциплины «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности»; «Физкультура» 0 ЗЕ Практика и НИР Тоже могут выделяться базовая и вариативная части Государственная итоговая аттестация ГЭ ВКР: только процедура защиты и подготовка к ней
Кто отвечает за актуальность содержания и качество ОП? Государство (посредством ФГОС)? Вуз (образовательная организация?) УМО? Работодатели?
Кто отвечает за актуальность содержания и качество ОП? Зона самостоятельности вуза Выбор ПК по профилю программы, дополнение перечня ПК Срок получения образования по ИУП(в ограниченных пределах); Объем ОП в зачетных единицах в год для очно-заочной и заочной форм обучения; Цикловой или модульный характер Блока 1; Набор, содержание и порядок реализации входящих в Блок 1 дисциплин (модулей) и базовой части практик; Требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам (с учетом требований примерных основных образовательных программ); содержанию, объему и структуре Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при ИУП (в т.ч. ускоренном обучении) Содержание, объем и структура ВКР и требования к ГЭ
Кто отвечает за актуальность содержания и качество ОП? Порядок организации образовательной деятельности… ФГОСПООП Регламентирует общие организационные моменты : состав общей характеристики РП, учебного плана, графика, рабочей программы дисциплины, программы практик, состав и требования к ФОС, длительность каникул ; Устанавливает: величину ЗЕ, понятие направленности ОП, виды занятий; виды контроля; Определяет особенности обучения для инвалидов и лиц с особыми потребностями Требования к образовательным результатам Требования к структуре ОП Требования к условиям реализации (кадровый состав, МТО, учебно- методическое обеспечение, контроль качества) Требования к содержанию базовой части ОП (дисциплины/модули и практики); Варианты определения содержания для ОП различной направленности; Примерные результаты обучения в целом по программе и по ее элементам государство профстандарты УМО
Контроль качества ОП «Уровни» качества ОП Организация и требования к условиям реализации Содержание Результаты студентов и выпускников Удовлетворенность работодателей, выпускников, студентов, Гос.аккре дитация ПОА Независ имая оценка качества, ОА Оценка квалификаций
Профессионально- общественная аккредитация В ФЗ 273 «Об образовании в РФ» П.4 ст.96: Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Во ФГОС 3+: Раздел 8: Внешнее признание качества программ … и их соответствия требованиям рынка труда и профессиональных стандартов (при наличии) устанавливается процедурой профессионально-общественной аккредитации образовательных программ ФЗ 236 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании»: Профессиональный стандарт характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности
Учет требований профессиональных стандартов Нормативная база: Пункт 6 статьи 2 и статья 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2014 г. 928)
Учет требований профессиональных стандартов Элемент ФГОСНа что смотрим в ПС Характеристика профессиональной деятельности выпускника (область, виды ПД, профессиональные задачи) Группа занятий и вид деятельности по ОКВЭД Вид ПД Обобщенные трудовые функции Требования к результатам: Профессиональные компетенции Трудовые функции и трудовые действия + знания, умения Что мешает? – терминологическая разница, структурная разница, отсутствие единой рамки квалификаций («дескрипторы НРК» Минтруда) Элемент ОПКак связать с ПС Требования к результатам: Профессиональные компетенции уточняем на уровне профиля; трудовые функции и трудовые действия +знания, умения Содержание вариативной части Уточняем на уровне содержания дисциплин; трудовые функции и трудовые действия + знания, умения Разработка контрольных и оценочных материалов Отражение требований к знаниям, умениям, трудовые действия методики
ФГОС ВО и ПС – проблемы соотношения Направления подготовки в области высшего образования и профессии/профессиональные стандарты соотносятся не по принципу «один к одному», а по принципу «один к многим» Часть направлений подготовки не покрывается существующими профессиональными стандартами, часть – не будет обеспечена ими никогда Виды профессиональной деятельности ФГОС и виды профессиональной деятельности ПС имеют разное наполнение (обобщенный тип деятельности и профессия) Требования к уровням квалификаций ПС и уровни ВО соотносятся неоднозначно Роль УМО: отбор ПС, которые должны учитываться во ФГОС
ОП и оценка квалификаций Характеристика ОП: сведения о том, ведет ли освоение ОП к получению профессиональных квалификаций, и если да – то каких Проектирование и оценка результатов обучения, учитывающихся при профессиональной сертификации Модуль/модули Наборы дисциплин Профессиональные квалификации и их сертификация
Где увидеть профстандарты?
ВОПРОСЫ? Серова Александра Владимировна,