Новое поколение образовательных стандартов и требования работодателей А.В. Серова, Руководитель Методического центра НИУ ВШЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Advertisements

Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2013 nnov.hse.ru 2013 год Изменения ОС НИУ ВШЭ, обусловленные ФЗ «Об образовании в РФ» 273 от г.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Проректор МГГУ, проф. Петров Вадим Леонидович Проектирование ДПП: подходы и решения.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
23 октября 23 октября Основные положения концепции разработки ФГОС 4 А.А. Шехонин, зам. пред. Совета УМО Санкт-Петербург, 2014.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ФГОС ООПрофстандартПодготовка.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ АККРЕДИТАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Транксрипт:

Новое поколение образовательных стандартов и требования работодателей А.В. Серова, Руководитель Методического центра НИУ ВШЭ

Свобода вузов Основные тенденции развития ФГОС высшего образования ГОС 1 поколения: Требования к содержательному минимуму; описание сферы востребованности выпускников ГОС 2 поколения: Область и виды профессиональной деятельности; вузовский компонент наряду с федеральным, в последнем- дисциплины и дидактические единицы ФГОС 3 поколения: Область, виды и задачи проф. деятельности направления, компетентностный формат результатов, наличие дисциплин базовой части ОП ФГОС «3+»: область, виды и задачи профессиональной деятельности, УК, ОПК, ПК, требования к соотношению частей ОП: базовая, вариативная/дисциплины, практики, ИГА; наличие направленности ОП ФГОС 4 поколения (план): для уровня ВО в рамках УГС/Н; компетенции на уровне УК и ОПК, требования к соотношениям частей ОП, практикоориентированные и академические ОП и квалификации Требования к результатам Требования к содержанию Регламентация государства

Особенности требований ФГОС 3+ Вызваны вступлением в силу ФЗ 273 «Об образовании в РФ» Три, а не два уровня ВО: Часть требований больше не регулируется ФГОС (см. Положение об организации образовательной деятельности…»), часть новых требований БакалавриатВ ФГОС 3 приравнивался к прежнему специалитету («дипломированные специалисты») Магистратура/специалитет Во ФГОС 3 был основным уровнем, завершающим ВПО Аспирантура Во ФГОС 3 был уровнем послевузовского образования («над» ВПО)

Особенности требований ФГОС 3+ Уточнены требования к образовательным результатам; относительно новая структура компетенций: Требования к оценке качества ОП в рамках требований к условиям реализации (ФОС, ПОА и т.п.) Универсальные (УК)Определяют уровень ВО, не зависят от направления подготовки Общепрофессиональные (ОПК)Определяются направлением подготовки, не зависят от видов деятельности Профессиональные (ПК)Определяются видами профессиональной деятельности

Особенности требований ФГОС 3+ Требования к структуре ООП: На уровне структуры ООП могут различаться программы прикладного и академического характера (потенциально ведущие к разным квалификациям) Блок «Дисциплины (модули)»: Базовая и вариативная части Обязательны дисциплины «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности»; «Физкультура» 0 ЗЕ Практика и НИР Тоже могут выделяться базовая и вариативная части Государственная итоговая аттестация ГЭ ВКР: только процедура защиты и подготовка к ней

Кто отвечает за актуальность содержания и качество ОП? Государство (посредством ФГОС)? Вуз (образовательная организация?) УМО? Работодатели?

Кто отвечает за актуальность содержания и качество ОП? Зона самостоятельности вуза Выбор ПК по профилю программы, дополнение перечня ПК Срок получения образования по ИУП(в ограниченных пределах); Объем ОП в зачетных единицах в год для очно-заочной и заочной форм обучения; Цикловой или модульный характер Блока 1; Набор, содержание и порядок реализации входящих в Блок 1 дисциплин (модулей) и базовой части практик; Требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам (с учетом требований примерных основных образовательных программ); содержанию, объему и структуре Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при ИУП (в т.ч. ускоренном обучении) Содержание, объем и структура ВКР и требования к ГЭ

Кто отвечает за актуальность содержания и качество ОП? Порядок организации образовательной деятельности… ФГОСПООП Регламентирует общие организационные моменты : состав общей характеристики РП, учебного плана, графика, рабочей программы дисциплины, программы практик, состав и требования к ФОС, длительность каникул ; Устанавливает: величину ЗЕ, понятие направленности ОП, виды занятий; виды контроля; Определяет особенности обучения для инвалидов и лиц с особыми потребностями Требования к образовательным результатам Требования к структуре ОП Требования к условиям реализации (кадровый состав, МТО, учебно- методическое обеспечение, контроль качества) Требования к содержанию базовой части ОП (дисциплины/модули и практики); Варианты определения содержания для ОП различной направленности; Примерные результаты обучения в целом по программе и по ее элементам государство профстандарты УМО

Контроль качества ОП «Уровни» качества ОП Организация и требования к условиям реализации Содержание Результаты студентов и выпускников Удовлетворенность работодателей, выпускников, студентов, Гос.аккре дитация ПОА Независ имая оценка качества, ОА Оценка квалификаций

Профессионально- общественная аккредитация В ФЗ 273 «Об образовании в РФ» П.4 ст.96: Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Во ФГОС 3+: Раздел 8: Внешнее признание качества программ … и их соответствия требованиям рынка труда и профессиональных стандартов (при наличии) устанавливается процедурой профессионально-общественной аккредитации образовательных программ ФЗ 236 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании»: Профессиональный стандарт характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности

Учет требований профессиональных стандартов Нормативная база: Пункт 6 статьи 2 и статья 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2014 г. 928)

Учет требований профессиональных стандартов Элемент ФГОСНа что смотрим в ПС Характеристика профессиональной деятельности выпускника (область, виды ПД, профессиональные задачи) Группа занятий и вид деятельности по ОКВЭД Вид ПД Обобщенные трудовые функции Требования к результатам: Профессиональные компетенции Трудовые функции и трудовые действия + знания, умения Что мешает? – терминологическая разница, структурная разница, отсутствие единой рамки квалификаций («дескрипторы НРК» Минтруда) Элемент ОПКак связать с ПС Требования к результатам: Профессиональные компетенции уточняем на уровне профиля; трудовые функции и трудовые действия +знания, умения Содержание вариативной части Уточняем на уровне содержания дисциплин; трудовые функции и трудовые действия + знания, умения Разработка контрольных и оценочных материалов Отражение требований к знаниям, умениям, трудовые действия методики

ФГОС ВО и ПС – проблемы соотношения Направления подготовки в области высшего образования и профессии/профессиональные стандарты соотносятся не по принципу «один к одному», а по принципу «один к многим» Часть направлений подготовки не покрывается существующими профессиональными стандартами, часть – не будет обеспечена ими никогда Виды профессиональной деятельности ФГОС и виды профессиональной деятельности ПС имеют разное наполнение (обобщенный тип деятельности и профессия) Требования к уровням квалификаций ПС и уровни ВО соотносятся неоднозначно Роль УМО: отбор ПС, которые должны учитываться во ФГОС

ОП и оценка квалификаций Характеристика ОП: сведения о том, ведет ли освоение ОП к получению профессиональных квалификаций, и если да – то каких Проектирование и оценка результатов обучения, учитывающихся при профессиональной сертификации Модуль/модули Наборы дисциплин Профессиональные квалификации и их сертификация

Где увидеть профстандарты?

ВОПРОСЫ? Серова Александра Владимировна,