Иллюстрации художников к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Учитель русского языка и литературы МОУ «Могойтуйская средняя школа 2» Бутуханова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБОУ СОШ 61 п.Персиановского Октябрьского района Ростовской области Урок-суд над Печориным (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») 9 класс Автор:
Advertisements

М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения». Печорин – «портрет поколения».
1410 Всего заданийВремя тестированиямин. Введите фамилию и имя Тест По роману М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени» Начать тестирование.
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Конкурс презентаций «Юбилеи 2011 года – книги поколений» Четвертый межрегиональный филологический мегапроект «Науки юношей питают»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
Кто из критиков первым предложил рассматривать роман «Герой нашего времени» как произведение реалистическое? Н. В. Гоголь Н. А. Добролюбов Б.
Презентация к уроку литературы (9 класс) по теме: Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» Автор презентации: Лазарева Г.В.
ОБРАЗ ПЕЧОРИНА Композиция романа «Герой нашего времени»
М.Ю.Лермонтов Повесть «Максим Максимыч». Вопросы: 1. Кто является рассказчиком в повести? 2. Где происходят события? 3. Какова завязка повести? 4. Реакция.
…взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою. В.Г.Белинский «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов.
Урок 1. Автор и его герой. История создания романа. Портрет поколения 30-х годов XIX в. в романе Матвиенко Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
1 Цель: Каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями? Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ в романе М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени »
« Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения ». М. Ю. Лермонтов.
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера «Княжна Мери»
Учитель русского языка и литературы Маджидова Эргашхон Джабаровна.
Роман «Герой нашего времени» «…если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив»
Лермонтовский период – время глубоких разочарований, вызванных разгромом декабристов МихаилЮрьевичЛермонтов Лермонтов – поэт совсем другой.
Транксрипт:

Иллюстрации художников к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Учитель русского языка и литературы МОУ «Могойтуйская средняя школа 2» Бутуханова Регина Владимировна

Художник Валентин Александрович Серов ( ) создал на своей иллюстрации запоминающийся образ Бэлы. Слова из повести: "...сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна" - приобрели в рисунке художника убедительность и завершённость. Выразителен взгляд Бэлы, заставляющий вспомнить слова Максима Максимыча: "Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля." В соотнесённости с цельным образом Бэлы Печорин раскрывается и в своей любви, и в своей жестокой холодности: "Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой".

Герои иллюстрации Михаила Александровича Врубеля ( ) - "естественные" характеры, страстные и волевые. Бешенству и напряжению Азамата на рисунке противопоставлены сознание силы и превосходства Казбича, горца с "неподвижными, огненными" глазами. Композиционным центром рисунка является"разбойничья" лошадь Казбича, которая послужила причиной ссоры героев повести и о которой с одинаковым восхищением говорят Казбич, Азамат, Максим Максимыч, Печорин. В романе каждый из героев соотнесён с Печориным и помогает раскрыть ту или иную черту лермонтовского героя. При сопоставлении эпизодов потери Казбичем коня, погони Печорина за Казбичем и погони Печорина за Верой можно заметить, что переживания Казбича и Печорина во многом сходны.

Иллюстрация Владимира Георгиевича Бехтеева ( ) комментирует один из самых драматических моментов повести - похищение Бэлы Казбичем. Рисунку созвучны слова: "Он что- то закричал нам по-своему и занёс над нею кинжал". На переднем плане рисунка отчаянно сопротивляющаяся Бэла и "маленький, сухой, широкоплечий" Казбич в черкесской мохнатой шапке и бешмете. На втором плане видна раненая лошадь Казбича. Хотя художник и не показал догоняющих Казбича Печорина и Максима Максимыча, их приближение заставляет почувствовать динамичная композиция рисунка.

На рисунке Николая Никаноровича Дубовского ( ) Максим Максимыч изображён в тот момент, когда коляска Печорина, холодно распрощавшегося со своим бывшим приятелем, "была уже далеко". Очертанием горестно согбенной фигуры Максима Максимыча художнику удалось передать чувство недоумения и досады, охватившее доброго штабс-капитана после отъезда Печорина.

"Легче птички она к нему подскочила, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести" - именно эти слова нашли изобразительный отклик у художника, не противоречащий лермонтовскому словесному портрету княжны, у которой"бархатные глаза", "глаза без блеска: они так мягки, будто тебя гладят". Грушницкий, одетый в "толстую солдатскую шинель", "хорошо сложён, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет..."

«Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А верно она существовала, и, верно, было во мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...»

Вернер и драгунский капитан, отвернувшись от Печорина, смотрят на место, где только что стоял Грушницкий. Их раздумья нелегки, им, кажется, еще тяжелее, чем Печорину: они отвернулись от него, головы их опущены. Вернер изображен Врубелем не точно в соответствии с текстом романа. Он очень высок, а Печорин пишет, что он "мал ростом", на нем черные сюртук и цилиндр, в то время как в день дуэли доктор был одет в "серые рейтузы, архалук", а на голове его была "черкесская шапка". Но Врубель не стремится к точности деталей, интересуясь больше психологическим состоянием участников дуэли и особенно Печорина.

«Вулич спустил курок… осечка!»