Магическая реальность чисел в художественной литературе Проверил я алгеброй гармонию А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» Выполнил: ученик 9 класса «А» Безлюдных Георгий
Результаты опроса
Гипотезой стало предположение, что в художественной литературе число является ключевым понятием, раскрывающим что-то важное, своеобразным ключом тайн ы самого писателя. Цель исследования: изучив теоретический материал по теме, найти математическую зависимость произведений русской литературы. Задачи исследования: изучение литературы по данной теме, исследование произведений русских писателей.
Объектом исследования является творчество А.Пушкина, М. Лермонтова, В. Соловьёвой, А. Васильева, В. Молчанова. Предметом – математическая и литературная лексика, законы математики, символика чисел, математические и литературные понятия.
Актуальность этой работы обусловлена изучением литературы нашего края и предложением способа более глубокого понимания её. Практическая значимость работы определяется малой изученностью вопроса и возможностью разрешения этой проблемы. Проблема исследования заключалась в осмыслении противоречий между точной наукой и законами стихосложения, прозы.
Методы: анализ, синтез, обобщение. Теоритические: анализ литературных и электронных ресурсов по теме исследования. Эмпирические: аналитическая проверка гипотезы, проведение расчетов.
Роль числа в русских сказках – это человек, с его телом, душой и духом, это рождение, жизнь, смерть.
Роль числа в русских сказках 12 – это число высшего совершенства. Добро Зло 12 братьев-молодцев 12 часов – оживает нечистая сила 12 дочерей, одна другой краше 12 часов – падают запоры и растворяются все двери Здоровье, сила Нечисть, колдовство
А.Пушкин «Пиковая дама». 87 лет (8+7 = 15 = 1+5 = 6) – священное число, но и зло. 3 – три злодейства Германа, три дня после роковой ночи, три карты. 7 – счастливое число, но (4+7 = 11) – число двойное: 1+1 =2 – число темных сил.
Числа Фибоначчи В 1200 г. Леонардо Пизанский (или Фибоначчи) создает свой труд по математике, где теоретический материал поясняется на большом числе задач.
Золотое сечение Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему. (b:a=c:b) Эта пропорция равна 1, …
Поэзия А.С. Пушкина Проанализировав поэзию Пушкин, понимаешь, что поэт предпочитает размеры в 5, 8, 13, 21 и 34 строк (числа Фибоначчи).
Стихотворение «Сапожник» Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник, Вот, подбочась, сапожник продолжал: "Мне кажется, лицо немного криво... А эта грудь не слишком ли нага? Тут Апеллес прервал нетерпеливо: "Суди, дружок, не выше сапога!" Есть у меня приятель на примете: Не ведаю, в каком бы он предмете Был знатоком, хоть строг он на словах, Но черт его несет судить о свете: Попробуй он судить о сапогах! Проведем анализ этой притчи. Стихотворение состоит из 13 строк. В нем выделяется две смысловые части: первая в 8 строк и вторая в 5 строк (13, 8, 5 - числа Фибоначчи).
«Евгений Онегин» Роман состоит из 8 глав, 50 строф и 14 строк, каждая строфа, что приближено к ряду Фибоначчи.
М.Ю. Лермонтов Рассмотрим стихотворение М.Лермонтова «Бородино». Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее золотым сечением (91:1,618 = 56,238), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: "Ну ж был денек!". Именно эта фраза представляет собой "кульминационный пункт возбужденного ожидания", завершающей первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя).
В. Соловьёва
Сонет Мне снился ночью ледоход И я за кромкой месива. Был криком искривлен мой рот, А ты смеялся весело. Ты думал, я с тобой шучу, А мне по горлу льдиною. - Ну дай же руку мне! – кричу. Ты ж – слова ни единого. Я знаю,в жизни есть всегда Я знаю, в жизни есть всегда Момент бескомпромиссности. И проверяет жизнь тогда И нас, и нашу искренность. … А может, прав ты был в тот раз, Когда от лживой жизни спас?
А. Васильев
Подставляет вечер плечи Для ночной накидки, Прячет лес в сундук покрепче Солнечные слитки. Посреди прохлады томной Мрак рождает лики, И плывет над кручей сонной Запах земляники.
В. Молчанов
«Я отвергаю наотрез…» Я отвергаю наотрез Размеренность текучую. Ты рассудителен, ты трезв, Ничто тебя не мучает. А у меня совсем не то. И в самом лучшем случае – Когда не мучает ничто, То даже это мучает…
Венок сонетов Ещё один ряд Фибоначчи: 1;3;5;9;15;25;41; 67… Золотое сечение в венке сонетов будет проходить через 9 сонет. В венке сонетов «В судьбе моей останется навек…», 9 сонет является эмоциональной кульминацией и отражает пафос всего произведения.
Выводы Гипотеза, выдвинутая при работе, подтвердилась, - литературе Белгородского края присутствует золотое сечение и числовая последовательность Фибоначчи. В ходе работы был изменен метод нахождения золотого сечения в стихотворениях – не по слогам, а по строфам. Этот метод более легкий и более практичный, и не уступает в точности определения. Числа Фибоначчи выполняют важную, осмысленную роль: выделение кульминационного момента в сюжете, сюжетное и эмоциональное деление стиха, акцентирование внимания на определенном моменте. Для популяризации белгородских поэтов мы создали буклеты, которые могут использоваться на различных уроках и классных часах
Изучить символику чисел в произведениях Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Л.Толстого «Война и мир», М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Цели дальнейшего изучения