Тема неравного брака в искусстве.
Цели урока: умение составлять связный текст устно и письменно; проанализировать те произведения искусства, как (литературные произведения, песню, живопись), связанные с этой темой; выразить свое отношение к данной проблеме.
Области искусства, рассматриваемые на уроке: Живопись (картины В. В. Пукирева «Неравный брак», П.Федотова «Сватовство майора», Ф.С.Журавлева «Перед венцом»); Музыка (русская народная песня «Во поле береза стояла», песня неизвестного автора «У церкви стояла карета» в исполнении Н. Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо»); Литературные произведения (А.С.Пушкин «Дубровский», «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад», А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», Л.Н.Толстой «Анна Каренина» и т.д.).
Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. Неравный брак – силы, возможности, положение неравноправны
1. А.С. Пушкин. «Дубровский», «Евгений Онегин». 2. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени», «Маскарад». 3. А.Н. Островский. «Гроза», «Бесприданница» 4. Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»
Песня «Во поле береза стояла». Стану в балалаечку играть, Стану я старого будите, "Встань ты, мой старый, проснися, Борода седая, пробудится, Вот тебе помои, умойся, Вот тебе рогожка, у трися, Вот тебе камень – удавится.
Фирс Журавлев. Перед венцом, 1874 год
Фирс Журавлев. Перед венцом.
Пукирев Василий Владимирович ( )
Словарная работа: паникадило или канделябр – свечная люстра в церкви; царские врата – средние двери в церковном иконостасе, ведущие в алтарь; иконостас – покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме; алтарь – восточная возвышенная часть христианского храма; аналой – высокий столик покатым верхом, на который в церкви кладут иконы, книги, крест.
В.В. Пукирев. Неравный брак, 1862 год
История создания картины. В основу работы над картиной художником было положено действительное событие – история несчастной любви друга Пукирева СМ. Варенцова По неким причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе. Из-за картины между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда друг увидел на ней своё изображение. Он готовился к свадьбе с купеческой дочерью Ольгой Урусовой и возмутился, что художник поведал всем о его тайне. Пукирев вынужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения. Внешне они походили друг на друга, и теперь можно было сказать, что Пукирев изобразил на картине себя. Такая же история произошла с самим художником, также ее возлюбленную не выдали за него замуж из-за того, что он был из крестьянской семьи. А образ невесты рисовал со своей возлюбленной. Так вместе и оказались на полотне Прасковья Матвеевна Варенцова и Василий Владимирович Пукирев.
Опорные словосочетания: 1) бронзовые завитки паникадила, царские врата; 2) напыщенный жених, безжизненно – восковая фигура, застывшее лицо, душевная черствость; 3) нежный овал лица, шелковистые волосы, пена кружев, как поникший цветок, упавшая рука, сковать судьбу; 4) холодное любопытство, молчаливый протест.
- Что изображено на картине? - Где происходит действие? - Что видно на заднем плане картины? - Какие тона использует художник? - Кого видим на переднем плане картины? - Каким предстает перед нами жених? - Какой предстает перед нами невеста? - Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком? - Как художник изобразил второстепенные персонажи картины? - Какие мысли и чувства вызывает картина?
План к сочинению. 1. Картина «Неравный брак» является вершиной творчества художника. 2. Изображение обряда венчания. а ) описания церковной утвари; б ) напыщенный жених; в ) юная невеста; г) второстепенные персонажи картины; 3. Мои размышления об увиденном.
Геннадий Брянский Неравный брак. Бледна, едва дыша, потупив очи, Держа свечу дрожащею рукой, Стоит невеста. Чист и непорочен Прелестный лик. С подавленной тоской Протянута рука навстречу року В обличье обручального кольца, Готового сковать ее без сроку Веригами постылого венца Со сластолюбцем – сморщенным Кощеем Обласканным судьбою и царем; Сияет крест Владимира на шее. И чин, и власть, и деньги – все при нем. Сейчас священник, в ризу облаченный, Надев кольцо на полудетский перст, Захлопнет дверцу клетки золоченой. Бедняжка! В ней нести тебе свой крест. Твой милый здесь же, близко – за тобою, Но вам не быть с ним мужем и женой. Как много вас, униженных судьбою, С немилыми обходят аналой!