Формирование гражданственности школьников: аспекты и условия (на примере УМК «Обществознание» ИЦ «Вентана–Граф» и образовательной программы «Омское Прииртышье») Голикова Светлана Николаевна, методист кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»
Система образования призвана обеспечить …… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью…. Национальная доктрина образования в РФ
Принципы государственной политики в области образования: - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения и правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Принципы государственной политики в области образования: - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения и правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Закон РФ «Об образовании», ст.2
Изучение обществознания должно быть направлено на воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям. Изучение обществознания должно быть направлено на воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям.
Философско – методологические аспекты гражданского образования обширные знания об обществе и его развитии, сложных и многогранных взаимоотношениях общества и личности обширные знания об обществе и его развитии, сложных и многогранных взаимоотношениях общества и личности представление о сущности государства представление о сущности государства понимание взаимоотношений власти и общества понимание взаимоотношений власти и общества понимание свободы понимание свободы представление о «гражданственности и патриотизме личности» как составных частей понятия «гражданин» представление о «гражданственности и патриотизме личности» как составных частей понятия «гражданин» воспитание гражданина «верного сына Отечества» воспитание гражданина «верного сына Отечества» знания о правах и свободах граждан знания о правах и свободах граждан
Содержательные компоненты воспитания гражданственности когнитивный когнитивный мотивационно-ценностный мотивационно-ценностный поведенческий поведенческий
Дидактические рубрики учебника Основные вопросы параграфа Основные вопросы параграфа Дискуссионная проблема: за и против Дискуссионная проблема: за и против Из истории вопроса Из истории вопроса Над этим стоит задуматься Над этим стоит задуматься Проверьте себя Проверьте себя Выскажите свое мнение Выскажите свое мнение
Дидактические рубрики учебного пособия Повторим пройденное Повторим пройденное Читаем и обсуждаем проблему Читаем и обсуждаем проблему
Образовательная программа «Омское Прииртышье» Цель – формирование человека- гражданина интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование.
Задачи образовательной программы «Омское Прииртышье» Развивать патриотические, гражданские, нравственные чувства Развивать патриотические, гражданские, нравственные чувства Способствовать воспитанию национального характера Способствовать воспитанию национального характера Создавать возможности в развитии способностей, интересов и склонностей учащихся с учетом социальных требований региона, содействовать их гражданской активности. Создавать возможности в развитии способностей, интересов и склонностей учащихся с учетом социальных требований региона, содействовать их гражданской активности. Формировать гражданское сознание и поведение на основе сочетания общегосударственных, национальных и региональных интересов. Формировать гражданское сознание и поведение на основе сочетания общегосударственных, национальных и региональных интересов.
Раздел программы «Политика и общество Омского Прииртышья» Цель - формирование у обучающихся активной гражданской позиции на основе отношения к конкретным проблемам развития региона как части России. Цель - формирование у обучающихся активной гражданской позиции на основе отношения к конкретным проблемам развития региона как части России.
Задачи раздела программы «Политика и общество Омского Прииртышья» формирование способности к осмыслению опыта предыдущих поколений, прошлого и настоящего региона на основе толерантности и разумной критичности формирование способности к осмыслению опыта предыдущих поколений, прошлого и настоящего региона на основе толерантности и разумной критичности формирование убеждений и ценностных ориентаций обучающихся как основы социокультурной интеграции и самоопределения формирование убеждений и ценностных ориентаций обучающихся как основы социокультурной интеграции и самоопределения формирование личности выпускника, достойного гражданина, способного жить и действовать в правовом поле региона, страны, мира формирование личности выпускника, достойного гражданина, способного жить и действовать в правовом поле региона, страны, мира
Раздел «Политика и общество в Омском Прииртышье» Содержательные линии Общественное развитие региона Политические институты Омского Прииртышья Правовая система региона
Содержательная линия «Правовая система региона» права и обязанности школьника в образовательном учреждении права и обязанности школьника в образовательном учреждении программы защиты материнства и детства в регионе программы защиты материнства и детства в регионе региональная программа по борьбе с наркоманией региональная программа по борьбе с наркоманией возможности трудоустройства несовершеннолетних в городе (поселке, селе) возможности трудоустройства несовершеннолетних в городе (поселке, селе) правила приема в учреждения профессионального образования в Омской области правила приема в учреждения профессионального образования в Омской области избирательный процесс: региональная специфика избирательный процесс: региональная специфика