Учебная презентация по курсу «Международные отношения и внешняя политика стран Северо- Восточной Азии» Составитель канд.ист.наук, доцент каф. МОЗР Ходова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Начало « холодной войны ».
Advertisements

Тема: Создание системы союзов и новые военные конфликты 1. Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе 2. «Холодная война» в Азии 3. Война в Корее.
Внешняя политика России в 90-е годы ХХ века Два направления дальнее зарубежьеближнее зарубежье. СШАЕвропаАТРНАТОКавказ Прибалтика Средняя Азия США 1991.
Изменение основ внешней политики СССР. Берия считал возможной политику мирного сосуществования с Западом, был готов пойти на объединение Германии и восстановление.
Внешняя политика Российской Федерации 1990-е е гг История России XX века.
«Холодная война» и раскол Европы Королёва М.В. – преподаватель истории и обществознания, высшая категория, ГБОУ СПО Колледж 50, г.Зеленоград.
Лекция Тема 4 : Современные войны и вооруженные конфликты Доцент Жмакин И.А.
Партнерство и соперничество сверхдержав. Холодная война. Новейшая история зарубежных стран.
Корейская война ( ) Работу выполнили: Брайко Юлия Мещерякова Юлия Бирюков Никита Кутакова Светлана.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Выполнила ученица 11 А класса Попова Мария.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
АСЕАН Ассоциация государств Юго-Восточной Азии Подготовила ученица 11 «А» класса Юрина Анжелика.
Национальная безопасность России в современном мире Россия в мировом Россия в мировом сообществе сообществе Выполнил: преподаватель ОБЖ МОУ «СОШ5 им.В.Хомяковой»
Международные отношения и внешняя политика государств 1. Понятие международных отношений и их специфика. 2. Структура и виды международных отношений.
Россия – Китай: новые горизонты сотрудничества Россия – Китай: новые горизонты сотрудничества.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.
Холодная война. Понятие холодной войны Термин «холодная война» был введён американским журналистом У.Липпманом. «Холодная война» - это состояние напряжённой.
Цель лекции : Рассмотреть основные этапы демократизации в Казахстане, а также приоритеты социально - экономического развития Казахстана. План лекций :
Международные отношения в 1950-е гг. После смерти Сталина советское руководство смягчило внешнеполитический курс. Были урегулированы конфликты в Корее.
США ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.. 1.Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США. 2. Превращение США в финансово- экономического и.
Транксрипт:

Учебная презентация по курсу «Международные отношения и внешняя политика стран Северо- Восточной Азии» Составитель канд.ист.наук, доцент каф. МОЗР Ходова С.С.

1. Исследования международных отношений в России 2. Ситуация в Восточной Азии после окончания Второй мировой войны 3. Противоречия «конкурентного сосуществования» и смещение конфликтности в зону международной периферии 4. Политика разрядки: становление, противоречия, ее кризис. Восстановление биполярной конфронтации 5. Влияние распада биполярной структуры на ситуацию в СВА 6. Региональное измерение международных отношений в АТР и Восточной Азии 7. Внешняя политика России на Азиатском направлении 8. Перспективы многостороннего и двустороннего сотрудничества в регионе

-Периодизация истории исследований международных отношений в СССР и России -Основные подходы и концепции в изучении международных отношений -Перспективы российской науки международных отношений

Международные отношения составная часть науки, включающей дипломатическую историю, международное право, мировую экономику, военную стратегию и множество других дисциплин, которые изучают различные аспекты единого для них объекта.

Под внешней политикой понимается деятельность государства на международной арене, регулирующая отношение с другими внешнеполитическими субъектами и основанная на стремлении обеспечить реализацию своих интересов при помощи дипломатических, экономических, военных и иных средств

Первый период – с 60-х до середины 80-х годов ХХ в. Второй период – вторая половина 80-х – середина 90-х годов ХХ в. Третий период – с середины 90-х годов ХХ в. до настоящего времени

- Наука международных отношений отчетливо выделилась в советском обществоведении как самостоятельная область знания со своим кругом экспертов. - Введенные в оборот и получившие разработку понятия структуры, функционирования и развития системы международных отношений, соотношения и баланса сил и другие не только способствовали осмыслению международных отношений как целостности, но и позволяли глубже анализировать протекающие в этой сфере процессы сотрудничества и конфликтности, соотношения экономики и политики, а также по-новому взглянуть и на внешнюю политику отдельных государств, ранее являвшуюся, как уже говорилось, приоритетным объектом изучения.

- Несмотря на предпринятые усилия, советским ученым не удалось преодолеть господство логико-интуитивного подхода в изучении международных отношений. Междисциплинарные подходы оставались уделом «большой группы энтузиастов, что исключило возможность возникновения новых научных школ. Традиционный описательный подход сохранил свое доминирующее положение. - Становлению единой науки международных отношений мешало также традиционное для советского обществознания разделение на «университетскую» и «академическую» науку. При этом взаимодействие между специалистами вузов и учеными академических институтов было крайне незначительным.

Однако важнейшим препятствием на пути развития науки международных отношений в СССР являлись догматические концепции марксизма- ленинизма, господствовавшие в общественных науках.

- Пришедшие во второй половине 80-х годов вместе с перестройкой движение к демократизации, гласность и плюрализм мнений создали благоприятные условия для обновления общественных наук, в т.ч. и науки о международных отношениях. - Развенчание догматических понятий и концепций, в частности, таких, как теория мирного сосуществования – «особая форма классовой борьбы» в международных отношениях, которые в течение многих десятилетий доминировали в отечественной политической теории и практике, стимулировало творческую активность ученых. На смену прежним понятиям и концепциям пришло «новое политическое мышление», сделавшее акцент на приоритете общечеловеческих ценностей, на взаимозависимости государств, на свободе выбора и балансе интересов в ведении международных дел.

- Состоялось несколько важных решений на государственном уровне, касающихся организации и статуса общественных наук. Социология и политология были, наконец, официально признаны и введены как учебные дисциплины в вузах. Началось формирование факультетов, кафедр и академических советов по этим наукам, стали присуждаться соответствующие ученые степени. Академия наук СССР образовала Отделение международных отношений. В Академии и за ее пределами были основаны новые научные центры, – и том числе Институт Европы, Ассоциация европейских исследований, Институт национальной безо­пасности и стратегических исследований и т.д.

Выделяется несколько направлений, в рамках которых идут научные дискуссии и которые являются предметом повышенного внимания со стороны исследователей- международников. Во-первых, это определение национальных приоритетов Российской Федерации в области внешней политики и формулирование соответствующей внешнеполитической доктрины с учетом окончания холодной войны и распада СССР. Во-вторых, переоценка процессов, происходящих в постсоветском пространстве, или в СНГ. В-третьих, предупреждение и урегулирование этнических конфликтов на территории России и бывшего СССР. В-четвертых, определение соответствия военного потенциала, особенно ядерного, задаче обеспечения национальной безопасности России.

- Подходы СССР и США к региональной ситуации - Политика ведущих держав в вопросах мирного урегулирования с Японией - Гражданская война в Китае и дестабилизация восточноазиатской подсистемы. Образование КНР - Раскол Кореи. Война на Корейском полуострове - Образование Сан-Францисского порядка и его особенности

Мировая война затронула неевропейские регионы мира в разной степени. Ход боевых действий показал важность периферийных зон планеты с точки зрения войн в будущем. Более очевидной стала необходимость опорных точек в ключевых районах мира – военно-морских баз, аэродромов, пунктов обеспечения надежности сетей стратегических коммуникаций – для достижения военной победы и превосходства над вероятным противником.

Стратегическая мысль в США, Советском Союзе и западноевропейских странах переосмысливала роль мировой периферии в глобальной политике. Значение прежних окраинных зон возрастало – не только из-за стремления ведущих держав использовать геополитические возможности азиатских, латиноамериканских и африканских стран, но и с учетом повышения самостоятельной международно- политической роли последних. Великие державы стремились сохранить или приобрести свободный доступ к стратегическим позициям на мировой периферии, несмотря на взлет национализма и освободительных процессов в колониальных и зависимых странах. Логика конфронтации, как симметричного противопоставления каждому шагу одной стороны «зеркально отраженного» контр шага другой, закрепилась в восточноазиатских делах лишь к началу 50-х годов.

Взгляды СССР и США на регион Северо-Восточной Азии совпадали по некоторым пунктам. Во-первых, обе державы были настроены помешать возрождению сильной Японии. Во-вторых, они стремились избежать соприкосновения сфер своей прямой военно-политической заинтересованности и были склонны к логике создания буферных государств – например, в Корее. В-третьих, сходным было отношение к общему союзнику, Китаю, под руководством Чан Кайши: Москва и Вашингтон были готовы поддерживать китайское правительство при условии, что оно будет уважать интересы СССР и США в Китае. СССР обнаруживал свою заинтересованность в Маньчжурии и Синьцзяне, а США были озабо­чены созданием благоприятных условий для морской торговли с Китаем. При этом Вашингтон рассматривал Китай как основу будущего регионального порядка, демократическую державу, способную занять место, которое прежде занимала Япония.

В июле 1945 г., после ознакомления с проектом общего приказа 1 главнокомандующего союзными войсками на Дальнем Востоке генерала Дугласа Макартура о принятии капитуляции японских войск, Сталин И.В. предложил, чтобы в зону советской оккупации были включены не только северная часть Кореи и Маньчжурия, но также Курильские острова и японский остров Хоккайдо. Но пожелания Москвы были учтены только в отношении Курил. Собственно японская территория целиком вошла в американскую зону. Вашингтон принял на себя ответственность за предупреждение угрозы со стороны Японии в будущем. Но он сделал и заявку на превращение архипелага в зону особых интересов США, подобную той, которую Советский Союз создавал для себя в Восточной Европе.

Разногласия между СССР и США в японском вопросе к были очевидны. Еще с первых послевоенных лет оказалось, что все вопросы управления оккупированной Японией решались штабом американских войск независимо от союзников. Дальневосточная комиссия, состоявшая из 11 членов и заседавшая в Вашингтоне, могла давать советы Главнокомандующему, но не имела права ему приказывать. Правда, в Токио находился Союзный совет для Японии в составе США, СССР, Великобритании и Китая. Но его решения принимались консенсусом, и именно поэтому работа Совета была хронически парализована, чем пользовался Д.Макартур, действуя самостоятельно.

«Китайский вопрос» грозил стать источником нестабильности в регионе. - Единого правительства в Китае, как и перед войной не было. Правда, про японский марионе­очный режим Ван Цзинвэя больше не существовал. - Свергнут был и императорский режим Маньчжоу-го в отторгнутой от Китая Маньчжурии. Но власть правительства Чан Кайши, которое официально признавалось великими державами в качестве законного обще китайского, по-прежнему не распространялась на всю территорию страны. Ее не было в Маньчжурии, где ситуацию контролировали советские военные власти, принимавшие капитуляцию японских частей Квантунской армии. Не было у Чан Кайши прочных позиций и в северо-западных районах Китая – провинции Синьцзян, населенной тюркскими народами (уйгурами, казахами, киргизами и др.).

- Власть Чан Кайши не признавалась в так называемых Освобожденных районах Китая, где в годы войны власть взяли военные отряды коммунистов под руководством лидера компартии Мао Цзэдуна (их «столицей» был г. Яньань). - Коммунисты и правительство Чан Кайши находились в неприязненных отношениях. СССР оказывал помощь и Чан Кайши, и Мао Цзэдуну. Считалось, что при определенных обстоятельствах Москва может отказаться от признания правительства Чан Кайши и установить дипломатические отношения с режимом коммунистов как с законным правительством Китая.

Столкновение двух сил – КПК и Го­ миньдана – было борьбой коммунистически организованной государственной идеи с той же идеей, облаченной в авторитарно- плюралистическую форму.

Для региональной стабильности могли иметь значение четыре варианта политики Китая: «буферный», просоветский, проамериканский и националистический. И СССР, и США изначально тяготели к первому, понимая, что не могут целиком включить Китай в сферу своего доминирования.

1 октября 1949 г. победившие коммунисты провозгласили создание Китайской Народной Республики.

Государственный флаг КНР

В Каирской декларации 1943 г., принятой США, Китаем и Британией, было намечено, что Корея получит независимость «в должное время», что подразумевало ее постепенный переход от состояния части Японской империи к независимому существованию. На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. с участием СССР было установлено, что советские войска будут принимать капитуляцию японских вооруженных сил в Корее на севере страны, а США – на юге.

На Потсдамской конференции в июле 1945 г. было уточнено, что линия разграничения советской и американской зон оккупации пройдет по 38-й параллели – по географической середине полуострова. Это было решение в духе европейской дипломатии XVIXIX вв., когда при разделе территорий внимание уделялось равноценности приобретений каждой из сторон.

Раскол страны создавал проблемы для стабильности в долгосрочном плане. В краткосрочном – он мог служить ограничению конфликтности. Нарастание напряженности в Европе не только не блокировало, но даже стимулировало шаги СССР и США по закреплению статус кво в Корее. Он был оформлен созданием двух корейских государств – Республики Корея на юге (июль 1948 г.) и КНДР на севере (сентябрь 1948 г.). Североко­рейское правительство возглавил лидер корейской компартии Ким Ир Сен. Президентом Республики Кореи (Южной Кореи) стал Ли Сын Ман, представитель одной из группировок корейских эмигрантов в США.

Следуя разграничительной логике, Москва и Вашингтон фактически осуществили в Корее развод войск: к концу 1948 г. из Кореи ушли советские части, а к июню 1949 г. – американские.

Два подхода к интерпретации войны в Корее. Первый основан на презумпции существования трехстороннего (СССР – КНР – КНДР) или двустороннего (КНДР – КНР) коммунистического заговора. Второй возлагает вину на американских либералов – разработчиков концепции «тихоокеанского периметра обороны», вне которого оказался Корейский полуостров.

Корейская война была первым в истории конфликтом, который мог перерасти в ядерную войны, но не перерос в нее отчасти из-за стремления СССР избежать столкновения с США и дать им возможность «увязнуть» в длительном противоборстве с таким противником, как Китай. Это было опасная и циничная дипломатическая игра. В целом она прошла по сценарию, который замышляло руководство СССР. Не ясно, насколько серьезно США рассматривали войну в Корее как пролог к глобальной войне с участием СССР.

Корейская война произвела шоковое впечатление на американских союзников в Европе. Правительства Британии и Франции, связанные с США договором НАТО, были крайне встревожены возможностью советско-американского конфликта из-за Кореи или Китая, так как в этом случае им пришлось бы выступать на стороне Вашингтона, а значит, СССР мог нанести по ним удар со своих позиций в Восточной Европе и европейских районах Советского Союза. Риск войны с СССР в Европе из-за малозначительного, как казалось в европейских столицах, конфликта в Азии представлялся в Париже и Лондоне неприемлемым. Корейская война ускорила поляризацию по оси «США – СССР». Обе державы были напуганы возможностью прямого столкновения друг с другом.

К началу 50-х годов в Восточной Азии и бассейне Тихого океана на смену довоенному Вашингтонскому порядку пришел новый, Сан-Францисский. Его договорно- правовую основу прежде всего составили: во-первых, Сан- Францисский мирный договор с Японией, во-вторых, гарантийные договоры Австралии, Новой Зеландии и Филиппин с Соединенными Штатами, направленные на пред­упреждение повторной японской агрессии; в-третьих, американо-японский договор безопасности, который в военном отношении делал Японию, в известном смысле, американским протекторатом. Этот комплекс гарантий в целом был направлен против возобновления японской военной угрозы.

К началу 50-х годов биполярное противостояние еще только начало распространяться на периферию международной системы. Оно совсем не ощущалось в Латинской Америке и мало на Ближнем Востоке, где СССР и США действовали чаще параллельно, чем друг против друга. Только в зоне Тихого океана и Восточной Азии конфронтация коммунистических стран и США приобрела форму позиционного противостояния главным образом в разделенных государствах Китае, Корее и отчасти, во Вьетнаме. Корейская война сыграла ключевую роль в «экспорте биполярности», то есть в ее распространении из Европы в другие части света. Это создавало предпосылки для возникновения очагов советско-американской конфронтации на периферии международной системы.

-Отношения СССР с Японией -Тайваньский кризис (август 1958) и нарастание разногласий между СССР и КНР

После 1945 г. между Москвой и Токио не было дипломатиче­ских отношений. Советский Союз не имел с Японией и мирного договора, так как в 1951 г. не подписал Сан-Францисский мир. В Токио хотели улучшения отношений с Москвой, но опасались добиваться этого ценой ухудшения отношений с США с риском потерять шанс на возвращение Окинавы, где были временно размещены американские военные базы. Советско-японские переговоры о восстановлении дипотношения продолжались около двух лет и завершились только осенью 1956 г. подписанием Совместной декларации СССР и Японии 19 октября 1956 года. В соответствии с декларацией состояние войны между двумя странами было объявлено прекращенным. Стороны договорились установить нормальные дипломатические отношения на уровне послов. СССР согласился поддержать просьбу Японии о ее принятии в ООН. Совместная декларация была ратифицирована Верховным советом СССР и парламентом Японии, как если бы она была международным договором, и ей таким образом был придан особый правовой статус.

19 января 1960 г. японское правительство заключило с США новый договор безопасности, который на несколько измененных условиях продлил японо-американский союз (договор 1951 года) еще на два десятилетия. В такой ситуации, с точки зрения советского руководства, обессмысливалась обещанная в 1956 г. Советским Союзом Японии уступка в виде передачи ей двух островов южной части Курильской гряды после заключения советско-японского мирного договора. Эту уступку Москва рассматривала как средство убедить Токио хотя бы в перспективе отойти от союза с США. Теперь было ясно, что японское правительство сделало выбор в пользу союза с Вашингтоном.

17 января 1960 г. советское правительство направило правительству Японии памятную записку, в которой извещало о своем отказе от обещания передать Японии острова Хабомаи и Шикотан в связи с тем, что новый японо-американский «договор безопасности», как говорилось в записке, «фактически лишает Японию независимости, и иностранные базы, находящиеся в Японии в результате ее капитуляции, продолжают свое пребывание на японской территории,..» Юридическая обоснованность этого шага советского правительства в отечественной и зарубежной литературе оспаривается.

КНР считала Тайвань частью китайской территории и стремилась присоединить остров. США и все западные державы за исключением Великобритании не признавали правительства КНР и сохраняли с Тайванем диплома­тические отношения. 2 декабря 1954 г. США заключили с правительством Чан Кайши на Тайване Договор о взаимной обороне, согласно которому Вашингтон обязался оказывать помощь в защите Тайваня. Угрожая военным нападением на остров, КНР стремилась заставить США вступить с ней в пере говоры о нормализации отношений.

С августа 1955 г. в Женеве на уровне послов начались переговоры между КНР и США. В ходе китайско-американских переговоров в Женеве задачей китайской стороны было добиться дипломатического признания КНР Соединенными Штатами. Взамен Пекин был готов декларировать отказ от применения силы в Тайваньском проливе. Но США не были готовы признать КНР, их интересовали частные вопросы – главным образом освобождение находившихся в китайском плену (со времен войны в Корее) американских летчиков. Без успеха переговоры проходили до лета 1958 г. Возможно, пытаясь оказать давление на США, с 23 августа 1958 г. Китай начал обстрелы островов Цзиньмэнь и Мадзу, сопровождавшиеся бомбардировками позиций гоминьдановских войск с воздуха.

Советский Союз в целом старался удерживать Китай в русле своей политики и не препятствовал китайско-американским контактам, что соответствовало линии СССР на ослабление напряженности в отношениях с США. В середине 50-х годов достигло апогея советско- китайское экономическое сотрудничество, в рамках которого Китаю оказывалась помощь в модернизации хозяйства, политико-административной системы и подготовки кадров.

В октябре 1957 г. СССР пошел на очень серьезный шаг, заключив соглашение о содействии Китаю в мирном использовании ядерной энергии. Советская сторона обязалась передать Китаю технологию производства ядерного оружия и поставить ядерный реактор мощностью – квт. Это решение резко ускорило движение КНР к приобретению ядерного статуса, что отчасти также было спровоцировано планами Вашингтона содействовать созданию ядерного потенциала Европы, а также помощью, которую США стали оказывать в 50-х годах Японии, Южной Корее и самому Тайваня в мирном исполь­зовании атома.

Следует отметить, что руководство КНР после XX съезда настороженно относилось к изменениям во внешней политике СССР и считало линию на компромиссы в вопросах контроля над вооружениями и разрядку напряженности не соответствующей интересам КНР и противоречащей идеалам мировой революции.

Январь 1955 г. - американский конгресс принял резолюцию, разрешавшую президенту применить силу при необходимости защитить Тайвань и «связанные с ним позиции и территории», а именно Пескадорские острова». В сентябре 1958 г. США подтвердили намерение применить тактическое ядерное оружие в случае разрастания конфликта. В ситуации кризиса СССР фактически отказался поддержать Китай, сообщив о том, что Москва не будет готова оказать помощь КНР в случае ее вооруженного конфликта с Соединенными Штатами. Это был поворотный пункт в отношениях КНР с Советским Союзом.

Началась деградация стратегического сотрудничества двух стран. 8 октябре 1958 г. Пекин отклонил сделанные в начале августа 1958 г. Н.С. Хрущевым предложения о строительстве советской базы для подводных лодок и радиолокационной станции слежения в Китае. Летом 1959 г. стали еще более заметными признаки советско-китайских противоречий. Они коснулись сферы безопасности. В январе 1959 г. Н.С.Хрущев выступил с идеей превращения Дальнего Востока в безъядерную зону. Этот проект стал формаль­ным поводом для отказа в июне 1959 г. СССР от соблюдения условий советско-китайского соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергии. В Пекине решение Москвы расценили как «очередное предательство». Считать КНР стратегическим союзником СССР было уже нельзя.

-Становление политики разрядки (1962 – 1968) -Стабилизация международной системы (1969 – 1973) -Противоречия разрядки, и ее кризис -Восстановление биполярной конфронтации

Становление политики разрядки (1962 – 1968) Карибский кризис 1962 г. подействовал на СССР и США следующим образом. Во-первых, были предприняты шаги по расширению технических возможностей для ведения прямого диалога СССР и США в чрезвычайных ситуациях. 20 июня 1963 г. между Москвой и Вашингтоном была установлена линия «горячей связи», которая в режиме круглосуточной работы позволяла лидерам обеих держав общаться друг с другом. Во-вторых, США и СССР активизировали переговорный процесс по вопросам контроля над вооружениями. Переговоры шли по трем узлам проблем: ограничению испытаний ядерного оружия, регулированию вопросов использования космического пространства в военных целях, введению запретов на свободную передачу ядерных материалов и технологий их использования в государства, не обладающие ядерным оружием.

Становление политики разрядки (1962 – 1968) CONDT. В-третьих, США и Советский Союз продолжили модернизацию военно-политических доктрин, чтобы повысить порог возможного советско-американского ядерного конфликта, сократить риск непреднамеренного столкновения и перерастания обычного регионального конфликта с участием великих держав в ядерную войну. 10 июня 1963 г. президент Дж.Кеннеди, выступая в Американском университете, впервые сказал о необходимости «сделать мир безопасным для многообразия» (safe for diversity) и позитивно высказался в пользу разрядки международной напряженности.

Становление политики разрядки (1962 – 1968) CONDT. К с ередине 60-х годов выяснилось, что ядерный потенциал СССР и США столь велик, что уничтожить его посредством первого удара невозможно сторона, подвергшаяся первому удару, все равно сохранит часть своего потенциала, которой окажется достаточно, чтобы ответным ударом нанести неприемлемый ущерб стране, которая напала первой. Уничтожение было гарантировано обеим сторонам. Такая логика обессмысливала первый удар и подталкивала стороны к сдержанности и отказу от наступательной стратегии.

Становление политики разрядки (1962 – 1968) CONDT. 5 августа 1963 г. в Москве подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. 10 октября он вступил в силу после его ратификации тремя первоначальными участниками СССР, США и Великобританией. Договор был бессрочным и носил открытый характер: к нему могли присоединяться другие государства. В дальнейшем число участников превысило 100 государств. Франция и КНР Договор не подписали.

Становление политики разрядки (1962 – 1968) CONDT. Договор о нераспространении ядерного оружия подписан 1 июля 1968 г. одновременно в Москве, Вашингтоне и Лондоне руководителями трех ведущих ядерных держав. Вскоре к договору присоединились ФРГ и Япония. Из круга ядерных государств договор отказались подписать Франция и КНР, а из числа прочих Индия, Пакистан, Куба, Бразилия, Израиль, ряд арабских стран, ЮАР и некоторые другие страны.

Становление политики разрядки (1962 – 1968) CONDT. Договор был заключен сроком на 25 лет с возможностью последующего продления (в 1993 г. он был продлен бессрочно). Документ предусматривал запрет на передачу ядерными странами в руки неядерных атомного оружия или иных атомных взрывных устройств, а также контроль над применением таковых в прямой или опосредованной форме. Неядерные страны со своей стороны отказывались от попыток приобрести ядерное оружие, ядерные взрывные устройства или контроль над ними в какой бы то ни было форме.

Стабилизация международной системы (1969 – 1973) Обострение советско-китайских отношений Февраль 1967 г. из КНР эвакуированы семьи советских дипломатов, безопасность которых на китайской территории было трудно гарантировать. Март 1969 г. на острове Даманском произошли кровавые вооруженные столкновения со многими жертвами и фактами зверств по отношению к раненным советским пограничникам и надругательств над телами погибших. Лето 1969 г. - из Пекина эвакуированы некоторые правительственные учреждения, а из Маньчжурии – стратегически важные промышленные предприятия.

Стабилизация международной системы (1969 – 1973) Ослабление напряженности в советско-китайских отношениях 11 сентября 1969 г. в пекинском аэропорту состоялась встреча А.Н.Косыгина с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. В ходе ее была достигнута договоренность о начале советско-китайских переговоров по пограничным вопросам в октябре 1969 г. Китайская сторона отказалась от требования отвода советских войск со спорных территорий как предварительного условия переговоров. А.Н.Косыгин, по утверждениям китайской стороны, не подтверждаемым советской, обещал, что советские войска будут отведены от границы. Советско-китайские отношения остались враждебными, но кульминация противостояния была пройдена, а угроза конфликта СССР с КНР – уменьшена.

Стабилизация международной системы (1969 – 1973) Концепция «стратегического паритета» 25 февраля 1971 г. в радиообращении к нации Р.Никсон впервые заявил о том, что ни одна из двух самых мощных держав мира не имеет явных преимуществ в ядерной области. Это было первым случаем открытого признания высшим руководителем США того, что стало называться «стратегическим паритетом».

Стратегический паритет не означал равенства количественных показателей военного потенциала сверхдержав. Его понятие было прямо связано с доктриной «взаимно гарантированного уничтожения» и вытекало из нее. Паритет подразумевал соотношение сил в стратегической сфере, при котором имеющиеся у противостоящих сторон военные потенциалы гарантировали каждой стороне способность к нанесению по противнику настолько мощного ответного удара, что ущерб от него заведомо превышал мыслимые выигрыши, на которые могла рассчитывать сторона, решившаяся нанести первый (упреждающий) удар. Такую способность каждая из сторон могла сохранять, не обладая численным превосходством над соперником по единицам боевой техники, пусковых систем и боезарядов. Главное, чтобы имеющиеся у нее наступательные средства было физически невозможно уничтожить одним ударом и чтобы сохранившихся сил и средств было достаточно для нанесения противнику неприемлемого ущерба. Под неприемлемым ущербом американские теоретики подразумевали уничтожение 25% населения и 70% промышленного потенциала страны.

Стабилизация международной системы (1969 – 1973) Нормализация отношений КНР с Японией 29 сентября 1972 г. Премьер-министр Японии К. Танака с официальным визитом прибыл в КНР. Стремясь оказаться на полшага впереди Вашингтона, японская сторона в ходе визита договорилась не только о нормализации отношений с КНР, но и об установлении полных дипломатических отношений. Японо-тайваньские официальные связи были разорваны. Япония признала правительство КНР единственным законным правительством Китая, а Тайвань – неотъемлемой частью КНР. Вместе с тем, японская сторона сохранила в полном объеме экономические и прочие связи с Тайванем, придав им неофициальную форму.

Противоречия разрядки, и ее кризис Заключение японо-китайского договора о мире и дружбе В августе 1978 г. Подписан японо- китайский договор о мире и дружбе. Заключение японо-китайского договора было расценено как поражение советской дипломатии и успех китайской политики сотрудничества с Японией и США на антисоветской основе. Ситуация в Восточной Азии продолжала накаляться.

Противоречия разрядки, и ее кризис Становление «треугольных» отношений СССР, США и КНР Отношения между СССР, США и КНР отличались острой конкурентностью. В 1979 г. США и КНР создали в Синьцзяне центры электронного слежения за ядерными полигонами СССР в МНР. В том же году конгресс США принял закон об отношениях с Тайванем, который, формально снизив статус американо- тайваньских отношений до неофициальных, фактически позволил Вашингтону сохранить связи с Тайбэем в прежнем объеме. Реагируя на американское решение, Китай в апреле 1979 г., заявив об отказе от продления советско-китайского договора 1950 г., срок действия которого истекал в 1980 г., одновременно предложил Советскому Союзу начать переговоры о нормализации отношений. В конце 1979 г. они начались, однако вторжение СССР в Афгани­стан в декабре 1979 г. сорвало эти планы и дало маневрированию Китая, США и Японии на антисоветской основе новый стимул.

Восстановление биполярной конфронтации Крах разрядки был предопределен тремя главными причинами. Во-первых, Советский Союза отошел от принципа статус- кво в периферийных зонах мира (на юге и северо-востоке Африки и в Афга­нистане). Во-вторых, Соединенные Штаты посредством сближения с Китаем и поощрения китайско-японского сотрудничества стремились создать американо-китайско-японскую тройственную коалицию против СССР на Дальнем Востоке. В-третьих, непонимание между СССР и Западом в вопросах обеспечения прав человека создало к началу 80-х годов атмосферу недоверия и предвзятости в отношениях между Советским Союзом и внешним миром. Вероятность нахождения компромиссных решений по спорным вопросам уменьшалась, а попытки разрешить противоречия, возникающие при развитии отно­шений, приводили к тупику. Между СССР и США возобновилась «идеологическая война», по сути дела свернутая в конце 60-х годов.

Восстановление биполярной конфронтации Нормализация отношений Советского Союза с КНР В 90-х годах произошло значительное укрепление региональных экономических и военно-политических позиций КНР. Благодаря реформе, начатой в конце 1978 г. под руководством лидера компартии Китая Дэн Сяопина ( ), китайская экономика вышла из кризиса. К середине 80-х годов в стране была решена продовольственная проблема, а к началу 90-х годов КНР стала одним из крупных мировых экспортеров г. был решающим для нормализации отношений Москвы и Пекина. В мае состоялся первый за много лет официальный визит высшего руководителя СССР в Китай. В ходе поездки М.С.Горбачева в Пекин были подписаны документы о нормализации советско-китайских межгосударственных отношений.

Ослабление напряженности в Корее СССР отказался от попыток расширить свое присутствие в южных районах Тихого океана. Стал возрастать интерес Москвы к нормализации отношений с Южной Кореей. Апрель 1989 г. - установлены торговые связи Москвы и Сеула, Октябрь 1990 г. дипломатические отношения. Январь 1990 г. – США сокращают военное присутствие в Корее Это решение привело к оживлению диалога между двумя частями Кореи, в центре которого оказалось превращение Корейского полуострова в безъядерную зону и заключение договора о ненападении между Пхеньяном и Сеулом (подписан в декабре 1991 г.). К 90-м годам стало ясно, что военно-политические отношения США с Японией и Южной Кореей не выросли в единый трехсторонний комплекс. Южная Корея в 90-х годах добилась существенного укрепления своих международно-политических позиций за счет установления дипломатических отношений с Советским Союзом (в январе 1990 г.), рядом других бывших социалистических стран, а затем и (в 1992 г.) с КНР. Восстановление биполярной конфронтации

Ослабление напряженности в Корее 17 сентября 1991 г. - оба корейских государства приняты в ООН. Декабрь 1991 г. - КНДР и РК подписали межправительственное соглашение о примирении, ненападении и сотрудничестве. Февраль 1992 г. подписание совместной декларации о безъядерной зоне на Корейском полуострове, согласно условиям которой обе стороны провозгласили отказ от производства, хранения, размещения, приобретения или испытания ядерного оружия. Однако на практике оздоровления на Корейском полуострове не происходило из-за высокого уровня взаимного недоверия между КНДР, с одной стороны, и Южной Кореей и США, с другой. Восстановление биполярной конфронтации

Тема 5. Влияние распада биполярной структуры на ситуацию в СВА - Положение на Корейском полуострове - Поворот Китая к сближению с Россией - Глобализация и перерастание международных отношений между государствами в систему мирополитических отношений

В середине 90-х годов Южная Корея была вторым по значению после Японии стратегическим союзником США в АТР. 19 ноября 1992 г. - подписан Договор об основах отношений между Россией и Южной Кореей, после чего эта страна стала единственным американским партнером, с которым Россию связывает политический договор. Южная Корея добилась укрепления своих международно-политических позиций за счет установления дипломатических отно­шений с Советским Союзом (в январе 1990 г.), рядом других бывших социалистических стран, а затем и (в 1992 г.) с КНР. Эти обстоятельства могли способствовать созданию более благоприятных внешних условий для сближения Южной Кореи и Северной и осуществления формулы «перекрестного признания», в соответствии с которой Советский Союз и Китай как бывшие союзники КНДР по войне гг. признали бы Сеул, а США и Япония уста­новили бы дипломатические отношения с Пхеньяном.

Декабрь 1992 г. - в Южной Корее впервые за много лет прошли свободные выборы, и тридцатилетию правления военных был положен конец. Однако это не облегчило диалог Севера и Юга. Подписанные Сеулом и Пхеньяном документы могли составить базу дальнейших переговоров о нормализации ситуации в Корее, так как, во-первых, они содержали обязательства сторон разрешить конфликт мирно, а во-вторых, Юг, по сути дела, согласился учесть мнение Севера о необходимости исключить присутствие американского ядер­ного оружия на южнокорейской территории. Это означало повыше­ ние уровня военного доверия между Сеулом и Пхеньяном.

С начала 90-х годов зарубежные эксперты стали высказывать мнение о том, что КНДР приблизилась к порогу самостоятельного производства ядерных взрывных устройств. Весна - начало лета 1994 г. - в США обсуждался вопрос о нанесении упреждающих ударов по ядерным объектам КНДР с целью помешать осуществлению северокорейской ядерной программы. 8 июля 1994 г. в Пхеньяне умер Ким Ир Сен. Август 1994 г. - в Женеве представители США и КНДР подписали соглашение об оказании Северной Корее технической помощи в мирном использовании ядерной энергии. КНДР согласилась заморозить осуществление своей ядерной про­граммы и возобновить свое членство в Договоре о нераспростране­нии ядерного оружия. США обязались не применять и не угрожать применением ядерного оружия против КНДР, а Северная Корея принять меры для осуществления условий Декларации о создании безъядерной зоны в Корее и возобновить для этих целей диалог с Югом.

Однако нормализации отношений КНДР со странами Запада не произошло. В 1998 г. Северная Корея произвела успешный запуск искусственного спутника земли и продолжила разработку ракетных технологий. В августе того же года она осуществила серию испытательных запусков ракет, одна из которых была выпушена в направлении Японии, перелетела через ее территорию и упала в океан, что было зафиксировано службами слежения Японии и Южной Кореи. В политических кругах США и стран Дальнего Востока стал обсуждаться вопрос о «ракетной угрозе», источником которой может быть Северная Корея.

Отношения России с КНДР в середине 90-х годов были натянутыми из-за решения Москвы признать Сеул. Россия перестала считать себя связанной с КНДР союзным договором 1961 г., в соответствии с которым она должны была бы как правопреемница СССР оказывать помощь Северной Корее в случае войны на Корейском полуострове. В 1995 г. Москва уведомила КНДР об отказе от продления этого договора на очередной пятилетний срок. Одновременно Россия предложила КНДР начать подготовку нового договора, но это предложение не нашло поддержки у северокорейской стороны.

Смена власти в КНДР создала предпосылки для оздоровления ситуации в Корее. Новое руководство Северной Кореи во главе с Ким Чен Иром (сыном Ким Ир Сена) стало обнаруживать признаки намерения начать проведение ограниченных реформ. Препятствиями для нормализации отношений КНДР с внешним миром являлись ее ядерная программа и подозрения в том, что Пхеньян укрывает на своей территории представителей японской террористической организации («красной армии»), занимавшейся угоном пассажирских самолетов.

Март 2000 г. - КНДР удалось достигнуть договоренности о сотрудничестве с США в борьбе против терроризма. Американская сторона обещала исключить КНДР из списка стран, поддерживающих международный терроризм. В том же годы в Пхеньяне состоялся межкорейский саммит. В 2000 г. с КНДР установили дипломатические отношения Австралия, Филиппины. Бельгия, Канада, Испания, Германия, Люксембург, Греция, Бразилия, Новая Зелан­дия, Турция, Евросоюз. Северная Корея вступила в члены Асеановского регионального форума по вопросам безопасности.

9 февраля 2000 г. в Пхеньяне министры иностранных дел РФ и КНДР подписали новый Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Июль 2000 г. - состоялся визит президента РФ В.В.Путина в КНДР. Ким Чен Ир дважды посетил Москву. Июнь 2002 г. - президент США Дж.Буш причислил КНДР к так называемой оси зла, подвергнув ее политику грубой критике за попытки разработать оружие массового поражения. 18 сентября 2002 г. министр обороны США Д.Рамсфелд открыто заявил о том, что по американским сведениям КНДР имеет атомное оружие.

В середине 90-х годов Китай стал придавать отношениям с Россией нарочито большое значение, во многом, как и Россия, желая продемонстрировать США, что китайско-российское сближение может быть противовесом американским попыткам удержать за собой положение единственного глобального лидера. Российско-китайские отношения стали развиваться на базе мирного сосуществования. С 1991 г. регулярно проводились российско-китайские встречи на высшем уровне поочередно в Москве и Пекине. КНР стала вторым по значению торговым партнером России. Китай стал покупателем российской промышленной продукции в том числе военной техники и технологий. В КНР работало значительное число российских специалистов в области военной техники.

В апреле 1996 г. в Шанхае было подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы, из которого в последующие годы выросло многостороннее соглашение с участием ряда центрально-азиатских стран бывших союзных республик СССР, ставшее основой новой региональной организации «шанхайской пятерки», которая была создана в 1997 г. на основе соглашения России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

16 июля 2001 г. в Москве был подписан сроком на 20 лет российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Это был обширный документ, вызвавший в мире значительный резонанс. Российско-китайские договоренности можно было подразделить на три группы. Первая (ст. 27) касалась политических основ сотрудничества. Вторая группа договоренностей (ст. 810) касалась проведения между КНР и РФ регулярных консультаций по вопросам обеспечения мира и безопасности и отказа от вхождения в союзы и блоки, наносящие ущерб интересам одной из сторон. Третья группа (ст. 11 и 12) - соблюдение норм международного права и против попыток силового давления или вмешательства под каким-либо предлогом во внутренние дела суверенных государств.

Глобализация представляла собой процесс разрастания в масштабах планеты сети-оболочки наднациональных и транснациональных материальных интересов и связанных с ними отношений взаимозависимости между странами и народами. Этот процесс сопровождался опережающим становлением нового типа мировосприятия, в основу которого легли представления о единстве и подобии частей- составляющих современного мира, равно как и о неизбежной эволюции этих частей к дальнейшему единению, уподоблению и слиянию в некотором целом.

Глобализация способствовала перерастанию традиционных международных отношений в мировую политику, которая представляет собой обрамляющую сферу взаимодействия между традиционными (государства) и новыми (транснациональные группы и корпорации, индивиды, движения, международные и общественные организации и т.п.) субъектами международного общения по поводу как их взаимного поведения в отношении друг друга, так и своих собственных внутренних проблем и ситуа­ ций. Мировая политика представляла собой новую фазу развития международных отношений в условиях «однополярного» мира.

Система отношений нового типа стала характеризоваться тремя главными чертами. Во-первых, ускорилось размывание грани-переборки между внутренней и внешней политикой государств. Во-вторых, изменился объект международного взаимодействия: если прежде им была преимущественно сфера поведения суверенных государств по поводу их действий в отношении друг друга, то в конце 90-х годов объектом международного взаимодействия, вмешательства мирового сообщества стали вопросы внутренней политики отдельных государств и социального развития. В-третьих, появился новый инструмент международного регулирования в виде «гуманитарных интервенций», которые стали практически легальным средством международного общения в полном противоречии с сохранявшимися со времен Вестфальского мира нормами невмешательства государств во внутренние дела друг друга.

Новое состояние международной системы, усиление тенденций к ее централизации и унификации в соответствии с представлениями и устремлениями группы «восьми», в которой голос России звучал еще слабо, благоприятствовали росту наступательного запала во внешней политике стран Запада. В глобализации проявили себя объективные закономерности развития планетарной социальной системы, но наиболее сильные страны мира смогли во многом подчинить глобализационные тенденции своим интересам, направить их по выгодному для себя руслу. Это порождало в мире свои противоречия, одним из которых были про-тестные движения антиглобалистов и альтерглобалистов, которые охватили в начале 2000-х годов многие страны мира подобно тому, как в конце 60-х годов XX в. по миру прокатилась протестная вол­на движений студенческой молодежи, хиппи, леваков из «красных бригад» и т.д.

Тема 6. Региональное измерение международных отношений в АТР и Восточной Азии - Компоненты региональной стабильности - Региональный порядок и особое место Китая в его подсистеме - Великие мировые державы и великие региональные державы: США, Китай, Япония, Россия - Проблемно-конфликтный потенциал региона

К основным компонентам обеспечения региональной стабильности в АТР можно отнести традиционные двусторонние и многосторонние обязательства в регионе, прежде всего в области безопасности и новые региональные экономические организации интеграционного типа. Основной проблемой стабильности в АТР и Восточной Азии является то, что регион не имеет региональных организаций, которые регламентировали бы сферу безопас­ности на его территории. Отношения безопасности в регионе в основном базируются на двусторонних обязательствах.

Важнейшие союзы регионе. 1. США с Японией г. японо-американский Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности. Договор был пересмотрен и продлен в 1961, 1971 и 1997 гг. Он не имеет четко оговоренного срока действия и предусматривает оказание США помощи Японии в случае возникновения угрозы миру и стабильности на Дальнем Востоке. 2. США с Южной Кореей. Октябрь 1953 г. Договор о взаимной обороне между США и Южной Кореей. 3. США с Тайванем. В 1979 г. американский конгресс принял Закон об отношениях США с Тайванем (Китайская Республика на Тайване), в соответствии с которым последний имеет неофициальные американ­ские гарантии на случай чрезвычайных ситуаций в зоне сопри­косновения с Китаем (КНР).

Важнейшие союзы регионе. Российская Федерация признает действенность договора 1978 г. между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам. После распада СССР не был денонсирован советско- северокорейский военно-политический Договор 1961 г. Однако с середины 1990-х гг. проходит процесс приведения его содержания в соответствие с новыми конституционными процедурами России, в результате которого 9 февраля 2000 г. РФ и КНДР подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, исключив из него военно-политические статьи Договора 1961 г. В 1992 г. Россия заключила Договор о дружбе и сотрудничестве между РФ и Республикой Корея, в 1993 г. с Монголией, однако, в отличие от договора 1966 г., последний имеет политический, а не военно-политический характер.

Важнейшие союзы регионе г. - создан региональный форум по вопросам безопасности (АРФ). В его состав вошли члены АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Камбоджа, Сингапур, Таиланд, Филиппины), государства партнеры АСЕАН (США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южная Корея, Россия, КНР), представители ЕС и КНДР. На очереди Индия, Пакистан и Монголия. Однако эта организация не является военно- политической структурой; ее задача поддержание многостороннего диалога и мониторинг широко понимаемой военно-стратегической ситуации в регионе г. - создание Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (КТЭС) 1989 г. - создана группа Азиатско-Тихоокеанского экономического сотруд­ничества (АТЭС).

Последние десять лет в мировом экспертном сообществе идет дискуссия о том, будет или нет, а если будет, то как, трансформироваться система международных и региональных отношений под воздействием все более четко формулируемой позиции Китая и под влиянием международной составляющей его национальных интересов. Экономический рост в КНР сегодня стал важным фактором развития мировой экономики, однако с таким взлетом данной страны связан и ряд очень острых проблем, имеющих колоссальное значение для внутреннего развития: выбор направления и темпов политической реформы, обеспечение стабильного экономического роста и избрание путей преодоления экологических и демографических проблем, включая миграцион­ный фактор, поддержание суверенитета и территориальной цело­ стности Китая и одновременно обеспечение региональных инте­ ресов, особенно в контексте сепаратистских тенденций в Тибете и Синьцзяне, а также комплекс вопросов, связанных с динами­кой ситуации в Тайваньском проливе.

В начале XXI в. Китай значительно увеличил свой военный потенциал. Будущее мировой гонки вооружений и перевооружений зависит от того, с какой степенью быстроты будут перевооружаться крупные азиатские государства, прежде всего Китай, Индия, Пакистан. Если в ближайшие 20 лет ежегодный рост экономики Китая составит хотя бы 7%, то это будет означать, что он сможет практически удваивать свои военные расходы, не увеличивая их долю в ВНП. Очевиден также и тот факт, что в недалеком будущем зависимость Китая от поставок нефти извне будет неуклонно расти. Во многом облегчат положение Китая поставки нефти из России и Центральной Азии, а также добыча нефти в районе островов Спратли и Сенкаку. При возрастании потенциальной угрозы сдерживания со стороны США, Запада в целом и Японии Китай будет диверсифицировать свои источники энергии и за счет мусульманских нефтедобывающих стран.

Как государство, получившее максимальные выгоды после окончания холодной войны, США стимулируют формирование нового международного порядка любыми способами, которые призваны упрочить американское превосходство в обозримом будущем. Форсированное создание мировой антитеррористической коалиции один из таких способов. В Восточной Азии США стремятся упрочить американо- японский альянс в области безопасности, к которому Китай отнесется если и не с враждебностью, то с неприкрытой настороженностью. И для США, и для Китая повышается важность отношений с Японией. Она для Китая остается партнером и конкурентом. КНР имеет тесные экономические связи с Японией и получает из нее инвестиции. Но Китай также стремится спроецировать свою новую экономическую мощь на региональные политические и военные сферы, а значит, в известной степени противостоит японским устремлениям в регионе.

Япония для США важный союзник; отношения между этими державами в последнее время стали более тесными и более диверсифицированными. Япония, в свою очередь, очень обеспокоена перспективой любого американо-китайского сближения, поскольку оно ставит под сомнение отношения безопасности между Японией и США и усложняет закрепление ее экономического превосходства в регионе на фоне усиливающихся политической и военной составляющих Китая. Япония опасается, что США могут принять ведущее положение Китая в АТР, подобное их роли в западном полушарии. Однако любая опасность «изоляции» Китая и ухудшения американо- китайских отношений будет повышать его интерес к упрочению связей с Японией и, в конечном счете, к сближению японо- китайской стороны в треугольнике США - Япония - Китай.

Российско-китайские отношения сегодня могут быть названы «доверительным конструктивным партнерством, направленным на стратегическое взаимодействие в XXI веке». Развернутое полномасштабное стратегическое партнерство между Россией и Китаем это только потенциальная стратегическая возможность. Крайней формой такого партнерства по договору между ними от 2001 г. способны быть, помимо прочего, союзнические отношения. Но такие крайности не выгодны ни для Китая, ни для России.

Значение Восточной Азии для России связано с огромным ресурсным потенциалом российской части Северо-Восточной Азии, который способен стать генератором экономического продвижения нашей страны в этот регион и катализатором ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока в целом. Кроме того, Северо-Восточная Азия представляет собой единственный периферийный регион, которому пока удалось избежать драматичных геополитических изменений начала 1990-х гг. в основном благодаря подписанию пограничных соглашений с Китаем. Возможности России по обеспечению своего присутствия в регионе будут зависеть от ее способности вовлечься в процесс региональной экономической интеграции.

Тайваньская проблема. Воссоединение двух частей Китая, представленных сейчас Китайской Народной Республикой (КНР) и Китайской Республикой (КР) на Тайване, один из самых сложных и острых региональных вопросов. В 1999 г. тогдашний президент Тайваня Ли Дэнхуэй заявил, что отношения между островом и Китаем должны рассматривать­ся как «отношения между двумя государствами», что было интерпретировано в Пекине как отклонение от принципа «одного Китая» и как политика, нацеленная на стимулирование «сепаратизма и напряженности». Это сразу же косвенно увеличило важность связей Пекина с Москвой, которая единственная из всех великих держав не только полностью солидаризировалась с позицией Пекина по данному поводу, но и закрепила подобные формулировки в российско-китайском договоре 2001 г.

Тайваньская проблема. Представители КНР и Тайваня поддерживают полуофициальные контакты и обсуждают условия возможного объединения. Позиция КНР сводится к формуле «одно государство две системы», которая предполагает, что после объединения Тайвань станет одной из провинций Китая; представители же Тайваня считают необходимым его признание в качестве равноправного партнера. Сейчас Китайская Республика на Тайване поддерживает официальные дипломатические отношения по крайней мере с 29 странами мира. В последнее время процесс проведения консультаций между Пекином и Тайбэем затормозился, однако на неофициальном уровне представители КНР заговорили о новой модели «воссоединения» с Тайванем: «одно государство три системы», фактически впервые предлагая принцип конфедеративного объединения, который раньше Пекином отвергался напрочь. Однако официальное обнародование изменения позиции Пекина пока не состоялось.

Корейская проблема. Корейский полуостров является еще одним местом, в котором некогда единая нация разделена государственной границей. Раскол Кореи на Республику Корея и Корейскую Народно- Демократическую Республику стал результатом глобального противостояния двух систем и представлявших их сверхдержав США и СССР. После окончания холодной войны межкорейский диалог оживился: в 1991 г. Пхеньян и Сеул возобновляют встречи на уровне премьер-министров, подписывают Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обмене между Севером и Югом и Декларацию о безъядерном статусе Корейского полуострова. 17 сентября 1991 г. обе Кореи вступили в ООН. Однако сразу же после этого КНДР ужесточила свою внешнеполитическую линию, ей стала присуща резкая агрессивность, страна оказалась в почти полной изоляции от внешнего мира.

Корейская проблема. С 1994 г. Южная Корея «пробудила» программу объединения Кореи: начинает разрабатываться план создания единого корейского государства, основанного на принципах демократии, выдвигаются предложения о межкорейской встрече на высшем уровне, о четырех сторонах переговоров по формуле (две Кореи, США и КНР) для выработки новой системы поддержания мира на Корейском полуострове. В 1998 г. с приходом к власти в Южной Корее президента Ким Дэ Чжуна провозглашается политика «солнечного тепла» в отношении Северной Кореи, смысл которой заключается в отделении политики от экономики и активизации на такой основе межкорейских хозяйственных связей. В ответ на это руководитель КНДР Ким Чен Ир выдвинул пять принципов консолидации корейской нации, нацеленных на оздоровление отношений между Севером и Югом.

Корейская проблема. Результатом всех данных мер послужила первая историческая встреча на высшем уровне между Севером и Югом в Пхеньяне в июне 2001 г. По ее итогам была подписана «Совместная декларация Севера и Юга», касающаяся вопросов примирения и объединения двух Корей, а также усиления взаимодействия в экономической, социальной и культурной сферах. Ответный визит в Южную Корею руководителя КНДР Ким Чен Ира первоначально был запланирован на 2002 г., но пока не состоялся. Перспективы межкорейского диалога и будущего объединения довольно неопределены. Сам диалог, по-видимому, все-таки будет продолжаться, однако ни глобальные тенденции в мире, ни экономическая ситуация, ни внутриполитическая в Северной Корее не способствуют форсированному объединению. Прежде всего руководство Северной Кореи не готово пойти на него, так как режиму нужно осуществлять дозированное открытие и либерализацию экономики, однако спасти существующий режим при этом можно только при минимальных внутренних политических изменениях, что не предполагает линию на преобразование системы.

Корейская проблема. В условиях регионального соперничества между США и КНР, двух самых сильных внешних сторон, влияющих на межкорейский диалог, увеличивается цена компромисса по поводу ориентации будущей единой Кореи. Положительный момент при таком развитии ситуации «возвращение» России, которая также способна очень существенно повлиять на ситуацию в субрегионе, но только при активном и согласованном участии США и КНР, что представляется пока проблематичным.

-Внешнеполитические приоритеты России в АТР -Субрегиональные направления внешней политики России в СВА

Политическая карта Российской Федерации

Внешнеполитические приоритеты России в АТР Азиатская составляющая внешней политики РФ охватывает широкий круг государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Сюда входит и та часть внешнеполитической активности России, которая обусловлена ее принадлежностью к Азии и Тихоокеанскому бассейну и проявляется прежде всего в участии в многосторонних встречах, форумах и организациях. Значение этого вектора для общего внешнеполитического курса новой России изменялось за прошедшие более чем 10 лет.

Внешнеполитические приоритеты России в АТР (CONDT.) В Азии отечественная внешняя политика должна прежде всего пытаться обеспечивать безопасность границ, стабильность в конфликтных зонах, особенно там, где они непосредственно примыкают к границам России, расширять экономическое сотрудничество со всеми азиатскими государствами, невзирая на их идеологические пристрастия, но только если это будет способствовать модернизации нашей экономики.

Внешнеполитические приоритеты России в АТР (CONDT.) Важнейшие задачи российской внешней политики: сохранение и развитие российских позиций в Азии (прежде всего на дальневосточном направлении и в Китае), обеспечивающее модернизацию экономики и форсированное развитие отечественного Дальнего Востока. При этом сегодня единственным очевидным критерием успешности внешнеполитической стратегии является ее итоговая экономическая эффективность.

Внешнеполитические приоритеты России в АТР (CONDT.) Развитие ситуации в мире показывает, что с конца XX в. для России восточный, точнее, дальневосточный азимут внешней политики на перспективу останется не менее важным, чем евроатлантический. «Вступать в Европу», не обеспечив себе прочный азиатский тыл (или поставив его под сомнение), с точки зрения геополитики и экономики вряд ли будет мудрым решением. Именно поэтому новая сбалансированная многовекторная внешняя политика России, нацеленная на построение тесных связей с Западом, при понимании приоритетности также отношений с неформальным лидером азиатского мира Китаем, является единственным предохранителем от ухудшения международной обстановки.

Субрегиональные направления внешней политики России в СВА В азиатском «блоке» выделяются несколько регионально-страновых сегментов Северо-Восточная, Юго- Восточная и Южная Азия. Северо-Восточная Азия является наиболее крупным и значимым, а основными партнерами России в его рамках выступают Япония и Китай.

Субрегиональные направления внешней политики России в СВА (CONDT.) Российско-японские отношения Руководители внешней политики РФ первоначально придавали на азиатском направлении явно приоритетное значение связям с Японией, исходя из того, что она относится к числу экономически наиболее развитых стран, союзников США, является членом «семерки». В принятой в 1993 г. Токийской декларации закреплялись не совпадающие позиции сторон по территориальному вопросу, хотя выражались пожелания по дальнейшему его обсуждению. Вместе с тем объем торговли между двумя странами оставался довольно большим. В 1995 г. он достиг своего максимума в 6 млрд долл.

Субрегиональные направления внешней политики России в СВА (CONDT.) Российско-японские отношения В гг. наблюдается резкая интенсификация двусторонних контактов на высшем уровне. Официальный визит нового премьера К. Обути в Москву в ноябре 1998 г. (первый после 25 лет перерыва) не принес существенных результатов. В гг. вновь заметно возросла интенсивность двусторонних связей на высшем уровне. Январь 2003 г. визит премьер-министра Японии Д. Коидзумив Россию. Стороны подписали «Совместный план действий», намечающий, в частности, пути сотрудничества в совместной разработке нефтегазовых ресурсов России и их доставки к портам Тихого океана.

Субрегиональные направления внешней политики России в СВА (CONDT.) Отношения между Россией и Китаем Заметный прорыв в отношениях был сделан в 1996 г., когда в ходе очередного саммита в Пекине стороны приняли совместное заявление, в котором объявили о стремлении к построению «стратегического партнерства», основанного на равенстве и доверии и направленного на углубление взаимодействия в XXI в. Главным его результатом стало практическое решение долгое время осложнявших взаимные связи пограничных проблем принадлежности ряда островов и судоходства по разделяю­щим два государства рекам.

Субрегиональные направления внешней политики России в СВА (CONDT.) Отношения между Россией и Китаем Не менее существенно согласие, к которому пришли стороны по главным проблемам мировой политики. Россия и Китай заняли сходные или близкие позиции по всем основным международным вопросам. Крупные результаты принес визит Цзян Цзэминя в Москву в июле 2001 г. Стороны подписали полномасштабный Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, рассчитанный на 20 лет. Они условились о продолжении консультаций для нахож­дения взаимоприемлемого решения судьбы спорных островов, остающихся под юрисдикцией РФ. Б ходе официального посещения Китая Путиным в конце 2002 г. отмечался существенный прогресс, достигнутый двумя государствами в различных областях двусторонних отношений. Самые заметные сдвиги наблюдались за последние годы в торговле, экономическом взаимодействии и в сфере военно-технических связей.

Субрегиональные направления внешней политики России в СВА (CONDT.) Отношения России с КНДР и Республикой Кореей Дисбаланс в сторону Северной Кореи, наблюдавшийся в советский период, сменился на противоположный с рубежа х гг. Вслед за признанием Республики Корея в 1990 г. Москва сделала акцент на развитии сотрудничества с ней, прежде всего в экономической области. Взаимная торговля к 1997 г. достигла пика в 3,3 млрд долл. и в последующем оставалась на уровне 23 млрд долл. Определенный толчок развитию двусторонних связей дали инициативы президента Ким Дэ Джуна, который посетил РФ с официальным визитом в 1999 г. В ходе ответного визита В. В. Путина в Сеул в феврале 2001 г. стороны констатировали наличие прогресса в различных областях, не исключая военно-техническую.

Субрегиональные направления внешней политики России в СВА (CONDT.) Несмотря на то что России удалось разморозить отношения с КНДР, последние находятся на низком уровне. Главная причина этого в политике Пхеньяна, который оставляет страну закрытой для мира и нередко прибегает к явному шантажу, угрожая широким возобновлением своей военной ядерной программы. Российская сторона на протяжении ряда последних лет пыталась убедить Пхеньян отказаться от намерения возобновить ядерную программу, прерванную по соглашению с США в 1994 г., а также присоединиться к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В начале 2003 г. КНДР объявила о намерении выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Сократив военно-политическое влияние в регионе, Россия пока не компенсировала его ростом политико-экономического влияния. Реальная ситуация в регионе сегодня такова, что наша страна не является значимым фактором в экономических процессах в АТР и Северо-Восточной Азии точно так же, как Северо-Восточная Азия и АТР в целом факторами в экономике России.

На данный момент и ближайшее будущее у российского правительства нет финансовых возможностей для осуществления стратегической (формирование торгово-экономического сотрудничества со странами АТР в масштабах и в интересах развития всей экономики РФ) и среднесрочных (использование такого со­трудничества с Северо-Восточной Азией в интересах развития российского Дальнего Востока) целей. Эти задачи вряд ли удастся решить за счет внешнего фактора, так как в мире не так много реальных источников капиталов такого уровня, которые могли бы быть вложены в развитие географически, демографически и экономически сложных территорий Сибири и российского Дальнего Востока.

В плане стратегии развития отношений Росси. с другими странами региона в будущем необходимо диверсифицировать основных экономических партнеров и использовать все возможности для привлечения Японии в орбиту расширенной экономической деятельности на территории нашего Дальней Востока. Аргумент «За» - Япония обладает капиталом, который при определенных условиях способен катализировать форсированное экономическое развитие российского Дальнего Востока. Из аргументов «против» - стратегическое решение Японии инвестировать в Россию крупный капитал будет, скорее всего, увязано с необходимостью решения террито­риального вопроса с этой страной.

Реальным стимулятором форсированного экономического развития и ускорения интеграционных процессов в Северо-Вос­точной Азии может быть энергетический фактор. Соединение российских месторождений нефти и газа с трубопроводами, пролегающими по территории Китая, Монголии, двух Корей и Японии, в принципе формирует критическую массу для начала интеграционных процессов в регионе с участием РФ. Значит, развитие этих проектов России выгодно. Ее привлечение к диалогу Европа Азия в принципе могло бы открыть путь для финансирования этих проектов и западным капиталом.

Кроме разработки и воплощения в жизнь мер по ускоренному экономическому развитию, призванных противостоять «маргинализации», для России актуальна еще одна угроза в сфере национальной безопасности существование потенциальных очагов локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи государственной границы РФ и стран СНГ. Поэтому содействие урегулированию региональных и локальных конфликтов - в данном случае на азиатском направлении - прежде всего политико-дипломатическими, международно- правовыми, экономическими и другими невоенными средствами является важным направлением внешней политики РФ.

Еще одна потенциальная угроза российским национальным интересам распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ОМУ), технологий их производства и средств доставки, особенно в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах. Внешнеполитическая составляющая национального интереса России в данной связи участие в обес­ печении международного контроля за распространением ОМУ и средств его доставки, а также участие в договорном процессе по сокращению ядерных и обычных вооружений.

Ядерное распространение пока не создает прямой военной угрозы РФ, но в случае оснащения вооруженных сил Индии, Пакистана, Северной Кореи ракетноядерным оружием может возникнуть прямая военная опасность для нашего государства. Россия, как и другие заинтересованные страны, и в координации с ними, могла бы более активно действовать в ООН для выполнения рекомендаций встреч лидеров и руководителей внешнеполитических ведомств постоянных членов СБ ООН и «большой восьмерки», направленных на укрепление режима нераспространения, стабильности в регионе, активно участвовать в разработке мер по предотвращению экспорта из региона материалов и тех­нологий для производства ОМУ и ракетных систем, а также их импорта из других стран. Позитивную роль способно сыграть установление равных и справедливых связей со всеми странами Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, отказ от асимметрии в отношениях в регионе (к примеру, с Индией и Пакистаном и др.), при стремлении не осложнять политику со старыми традиционными партнерами, а создавать и укреплять благоприятную среду для урегулирования основных спорных региональных проблем.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ