ДИЯНОВ К.С. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ «НОВОВАРШАВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» НА ПРИМЕРЕ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ЭССЕ – ПРОЗАИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ НЕБОЛЬШОГО ОБЪЕМА И СВОБОДНОЙ КОМПОЗИЦИИ, ВЫРАЖАЮЩЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И СООБРАЖЕНИЯ ПО КОНКРЕТНОМУ ПОВОДУ ИЛИ ВОПРОСУ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ – РАССУЖДЕНИЕ, РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ОРИГИНАЛЬНУЮ ТЕМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТРУКТУРА ЭССЕ : 1. ЦИТАТА-АФОРИЗМ 2. ПРОБЛЕМА, ПОДНЯТАЯ АВТОРОМ, ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ 3. СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ 4. СОБСТВЕННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ 5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ 6. ПРИМЕРЫ ИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ, ДРУГИХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ 7. ВЫВОД
СЛОЖНОСТИ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ: 1. НЕУМЕНИЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, ПОДНЯТУЮ АВТОРОМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ – ПОДМЕНА ПРОБЛЕМЫ ПОЗИЦИЕЙ АВТОРА 2. НЕЧЕТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ 3. ОТСУТСТВИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОЙ АРГУМЕНТАЦИИ СОБСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 4. ВЫВОДЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ СОДЕРЖАНИЮ ЭССЕ
«ЗАКОНЫ ХОРОШИ, НО ИХ НАДОБНО ЕЩЕ ХОРОШО ИСПОЛНЯТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ» (Н.М. КАРАМЗИН) 1. «ВЫСКАЗЫВАНИЕ КАРАМЗИНА ОБРАЩЕНО К ПРОБЛЕМЕ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ. ВЕДЬ ДАЖЕ ОТ ОЧЕНЬ ХОРОШЕГО ЗАКОНА НЕ БУДЕТ ПОЛЬЗЫ, ЕСЛИ ЕГО НЕ БУДУТ ИСПОЛНЯТЬ» 2. «ПРОБЛЕМА, ПОДНЯТАЯ КАРАМЗИНЫМ, ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ, ПОТОМУ ЧТО МНОГИЕ ЛЮДИ ЗАБЫВАЮТ, ЧТО ЗАКОНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ И ЕДИНЫ ДЛЯ ВСЕХ» 3. «Я СОГЛАСЕН С МНЕНИЕМ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО ИСТОРИКА Н.М. КАРАМЗИНА. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ВСЕ В ГОСУДАРСТВЕ: И ЭКОНОМИКА, И ПОЛИТИКА, И СОЦИАЛЬНАЯ, И ДУХОВНАЯ СФЕРЫ – ЗАВИСЯТ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СТРАНЕ»
ПРОБЛЕМА ПОЗИЦИЯ АВТОРА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЗАДАЧИ УЧАЩЕГОСЯ: 1. СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ 2. УСТАНОВИТЬ ПОЗИЦИЮ АВТОРА ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОБЛЕМЕ 3. ВЫЯВИТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВСЕГДА ШИРЕ ЧЬЕЙ-ЛИБО ПОЗИЦИИ, ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
«ЕСТЬ МНОГО СПОСОБОВ СДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ, НО САМЫЙ ВЕРНЫЙ ИЗ НИХ – РОДИТЬСЯ В НУЖНОЙ СЕМЬЕ» (Д. ТРАМП) ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ, (ФАКТОРОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ВОСХОДЯЩЕЙ МОБИЛЬНОСТИ) ПОЗИЦИЯАВТОРА АВТОР СЧИТАЕТ СЕМЬЮ (РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ) ВАЖНЕЙШИМ СОЦИАЛЬНЫМ ЛИФТОМ ВЫДЕЛИТЬ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ПРОБЛЕМА ПОЗИЦИЯ АВТОРА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ «СЕМЬЯ – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ» НАПРИМЕР: «ВСЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ (СЕМЬЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, ГОС.СЛУЖБА, СМИ И ДР.) РАВНОЗНАЧНЫ» НАПРИМЕР: «ЛУЧШИЙ СПОСОБ СДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ – ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» СОБСТВЕННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВЫБРАТЬ ОДНУ ИЗ ПОЗИЦИЙ, ТОЧЕК ЗРЕНИЯ КАЧЕСТВЕННО НАПИСАННОЕ ЭССЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ХАРАКТЕРИСТИКУ НЕ ТОЛЬКО СОБСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, НО И АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПОЗИЦИЙ, С КОТОРЫМИ МОЖНО СПОРИТЬ, ДИСКУТИРОВАТЬ !
7. ВЫВОД СТРУКТУРА ЭССЕ : 1. ЦИТАТА-АФОРИЗМ 2. ПРОБЛЕМА, ПОДНЯТАЯ АВТОРОМ, ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ 3. СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ 4. СОБСТВЕННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ 5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ 6. ПРИМЕРЫ ИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ФОРМУЛИРОВКА СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К АЛЬТЕРНАТИВНЫМ ПОЗИЦИЯМ НЕ ТОЛЬКО В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ, НО И АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
«ЗАКОНЫ ХОРОШИ, НО ИХ НАДОБНО ЕЩЕ ХОРОШО ИСПОЛНЯТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ» ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЗАКОНОВ, КАЧЕСТВА И ДЕЙСТВЕННОСТИ ЗАКОНОВ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ПОЗИЦИЯАВТОРА 1. СЧИТАЕТ СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОВ ПРАВИЛЬНЫМИ («ХОРОШИМИ») 2. УКАЗЫВАЕТ НА ТРУДНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ («ИСПОЛНЕНИЯ») 3. ОТМЕЧАЕТ СВЯЗЬ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ВЫДЕЛИТЬ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
« ТЕ СОМНЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ РАЗРЕШАЕТ ТЕОРИЯ, РАЗРЕШИТ ТЕБЕ ПРАКТИКА» (Л. ФЕЕРБАХ) « ДЛЯ ДРУГИХ МЫ СОЗДАЕМ ПРАВИЛА, ДЛЯ СЕБЯ - ИСКЛЮЧЕНИЯ» (Л. ШЕМЕЛЬ) «ПРАВИТЕЛЯМИ СТАНОВЯТСЯ ЛОВКИЕ ПОДБИРАТЕЛИ ГОЛОСОВ» (К. ПОБЕДОНОСЦЕВ) «СОЗДАЕТ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДА, НО РАЗВИВАЕТ И ОБРАЗУЕТ ЕГО ОБЩЕСТВО» (В. БЕЛИНСКИЙ)