ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5–7 КЛАССАХ
"Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле." Аристотель
Лингвистическая разминка представляет собой определенный набор лингвистических игр, которые занимают всего 3–5 минут, но позволяют активизировать внимание учащихся. Она проводится в начале урока –до проверки домашнего задания и объяснения нового материала.
Чередование различных видов и форм лингвистических разминок позволяет существенно повысить работоспособность класса. Возможны различные варианты проведения лингвистических разминок, рассмотрим три приема, которые в результате практического применения доказали свою эффективность.
Анаграмма это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово. Существует несколько разновидностей анаграмм. Самыми простыми являются те, в которых из данного слова нужно с помощью перестановки букв составить другое: рифма – фирма, вредность – древность, волос – слово, весна – навес. Более трудными являются те, в которых нужно из двух слов составить одно: ели + насыпь = апельсины, грива + дно = виноград, рис + кепи = персики
Под тенью у меня Вы летом отдыхаете. Но коль согласные Местами поменяете, Превращусь в один момент Я в столярный инструмент. (липа- пила) Случайно, может быть, катались Когда-нибудь во мне и вы. Мои колеса быстро мчались По улицам былой Москвы... Но если бы двум буквам место Переменили вы во мне, То я бы полетела с треском В ночной небесной тишине! (ракета- карета) Под седоком я мчусь как птица. Но справа буква лишь одна На левый край переместится, Вмиг превращусь я в грызуна.(рысак-крыса) Слева направо - на ногах стоит. Справа налево - без ног бежит. (ток-кот) Я застываю на сосне, Бываю и на ели. Смените буквы так во мне. Чтоб вы меня с картошкой съели. (смола- масло)
игра «Разведчик» Учащимся предлагаются зашифрованные слова, записанные с помощью цифр. Нужно понять принцип и разгадать слова. Например: 9–1–33–24 = заяц; 4–16–18– 16–5 = город; 3–5–19–15–1 = весна; 17– 18–10–18–16–5–1 = природа. Внимательно проанализировав записанные цифры, ребята догадываются, что каждое число представляет собой порядковый номер буквы в алфавите. Соответственно, необходимо вспомнить последовательность букв и быстро догадаться, что за слово написано. Практическое применение игры на уроках показало, что, немного потренировавшись, ребята с удовольствием разгадывают целые предложения, зашифрованные таким образом.
«Кто быстрее» Большой интерес вызывают лингвистические игры, построенные по принципу «кто быстрее». Одним из примеров для лингвистической разминки в 6 классе в рамках изучения неопределенной формы глагола может быть следующее задание: учащимся предлагается слово книга, за одну минуту нужно записать 5 глаголов в форме инфинитива, но так, чтобы каждый из них начинался с последующей буквы данного слова (книга – ки- дать, нести, играть, говорить, агитировать). В результате подобной работы школьникам требуется быстро вспомнить особенности данной формы и подобрать необходимые слова. Этот прием может применяться и при изучении других частей речи.
Лингвистические игры развивают внимание, память, логическое мышление учащихся, позволяют существенно расширить рамки изучаемого материала и показать учащимся, насколько интересным и увлекательным может быть познание русского языка.
Электронные ресурсы Литература 1. Львова С. И. Русский язык. 5–11 классы: Лингвистические игры. М., с. 2. Петрановская Л. В. Игры на уроках русского языка. Ч. I–II. М., с. 3. РикТ. Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс. М., с. kola_v_antalii_akademija_kolledzh _turizma.jpg content/uploads/2012/01/ _rebenok-shkola-300x225. jpg agram.html ges/news/icon/393y262/default_ jpeg mpledata/q1. jpg pskov.ru/pictures/ jp g