Выполнили: Алеева Фарида, Сыцевич Яна – 8 кл МБОУ Красненская ООШ им Н.А.Бенеша Руководитель: Исаньшина Н.П. 2013
… Математические фокусы не пользуются особым вниманием ни у математиков, ни у фокусников. Первые склонны рассматривать их как пустую забаву, вторые пренебрегают ими как слишком скучным делом… И все-таки математические фокусы, подобно шахматам, имеют свою особую прелесть. В шахматах объединено изящество математических построений с удовольствием, которое может доставить игра. В математических же фокусах изящество математических построений соединяется с занимательностью. М.Гарднер
Фокусы с обычными числами Фокусы с « прикосновением« прикосновением» Фокусы с исчезновением фигур
Игральные карты обладают пятью основными свойствами которые позволяют создавать карточные фокусы математического характера: 1. Они могут быть используемы как счетные единицы, без учета нарисованного на лицевой стороне, как кто-то может использовать камешки, спички или листочками бумаги. 2. Лицевая сторона имеет числовые значения от одного до тринадцати (валет, дама и король соответственно равны 11, 12 и 13). 3. Они делятся на четыре масти также как на красные и черные карты. 4. Каждая карта имеет рубашку и лицевую сторону. 5. Карты компактны и одинаковы по размеру. Это позволяет раскладывать их различным образом, группируя в ряды или составляя кучки, которые тут же можно легко расстроить, просто перетасовав их. Королевские пары Объяснение
Когда первоначально подбираются две пачки фокусник должен проследить за тем, чтобы порядок мастей в них был один и тот же. Подснятие эту последовательности не нарушит. За спиной он просто разделяет пачку строго пополам и получает нужную пару, взяв в каждой половинке верхнюю карту. Эти две карты всегда будут королем и дамой одной масти.
Игральные кости - это кубик с цифрами от единицы до шестерки, нанесенными на грани кубика и расположенными таким образом, что сумма их на противоположных гранях равна семи. Кубическая форма игральной кости объясняется тем, что только правильный многогранник обеспечивает полное равноправие всех граней, а из пяти существующих в природе правильных многогранников куб обладает явным преимуществом как атрибут игры: его легче всего изготовить, и, кроме того, он единственный из них, который перекатывается легко, но не слишком Поскольку куб имеет шесть граней, то нанесение на них шести первых целых чисел напрашивается само собой, а расположение их с суммой семеркой представляется наиболее простым и симметричным.
Угадывание суммы Показывающий поворачивается спиной к зрителям, а в это время кто-нибудь из них бросает на стол три кости. Затем зрителя просят сложить три выпавших числа, взять любую кость и прибавить число на нижней ее грани к только что полученной сумме. Потом снова бросить эту же кость и выпавшее число опять прибавить к сумме. Показывающий обращает внимание зрителей на то, что ему никоим образом не может быть известно, какую из трех костей бросали дважды, затем собирает кости, встряхивает их в руке и тут же правильно называет конечную сумму. Объяснение. (по щелчку) Прежде чем собрать кости, показывающий складывает числа, обращенные кверху. Добавив к полученной сумме семерку, он находит конечную сумму.
Отгадывание выпавшего числа очков Зритель бросает три кости, причем показывающий не смотрит на стол. Число, выпавшее на одной из костей, умножается на два, к полученному произведению прибавляется пять, и результат снова умножается на пять. Число, выпавшее на второй кости, складывается с предыдущей суммой, и результат умножается на десять. Наконец, к последнему числу прибавляется число, выпавшее на третьей кости. Как только показывающий узнает окончательный результат, он немедленно называет три выпавших числа. Объяснение. (по щелчку). От последнего числа показывающий отнимает 250. Три цифры полученной разности и будут искомыми числами, выпавшими на костях
Ряд из тринадцати косточек Объяснение. (по щелчку) Косточки, конечно, подбираются специальным образом. Суммы очков на них должны последовательно равняться всем целым числам от 1 до 12. Тринадцатой будет двойная пустышка. Они выставляются в порядке возрастания, начиная с единицы на левом конце. Справа ряд замыкается двойной пустышкой. Перед уходом из комнаты показывающий демонстрирует, как нужно перемещать косточки; передвину в несколько штук слева направо, он должен сообразить, сколько очков теперь на самой девой косточке. Возвратившись, он мысленно считает до этого числа, начиная справа. Если на левой косточке было, например, б очков, ему нужно считать справа до шестой косточки. Косточку, на которую придется это число, он открывает. Если она случайно окажется двойной пустышкой, ей приписывается значение 13. Повторять этот фокус совсем просто. Показывающий должен сосчитать про себя, сколько косточек осталось от открытой до крайней левой, сообразить, сколько на последней очков, и запомнить это число перед уходом из комнаты.
Таинственные квадраты Показывающий стоит, повернувшись спиной к зрителям, а один из них выбирает на помесячном табель-календаре любой месяц и отмечает на нем какой-нибудь квадрат, содержащий 9 чисел. Теперь достаточно зрителю назвать наименьшее из них, чтобы показывающий тут же, после быстрого подсчета, объявил сумму этих девяти чисел. Объяснение. (по щелчку) Показывающему нужно прибавить к названному числу 8 и результат умножить на 9
Угадывание задуманного числа на циферблате Зритель задумывает какое-нибудь число от 1 до 12. Показывающий начинает притрагиваться кончиком карандаша к числам на циферблате, делая это, по-видимому, в совершенно произвольном порядке. В это время зритель считает про себя, начиная с задуманного числа до двадцати, причем так, чтобы на каждое прикосновение показывающего к часам приходилось одно число. Дойдя до 20, он произносит «стоп». И (странное совпадение!) карандаш оказывается в этот момент как раз на задуманном числе. Объяснение. (по щелчку) Первые восемь прикосновений действительно делаются совершенно наугад. Однако уже на девятом показывающий должен обязательно коснуться 12 и с этого момента перебирать часы строго подряд в направлении, обратном движению часовых стрелок. Когда зритель произнесет слово «стоп», кончик карандаша будет указывать на требуемое число 14). Совсем не обязательно просить зрителя прекращать счет именно на 20, вы можете предложить ему самому выбрать число для окончания счета: нужно лишь, чтобы оно было больше 12. Конечно, зритель должен предупредить вас, на каком числе он собирается остановиться. Отнимите от этого числа 12, и полученный остаток укажет, сколько прикосновений можно сделать наугад, прежде чем притронуться к 12 и начать двигаться последовательно против часовой стрелки.
Три кучки спичек Показывающий поворачивается спиной к аудитории, а кто-нибудь из присутствующих кладет на стол три кучки спичек так, чтобы число спичек в кучках было одинаковым и большим трех в каждой. Зритель называет какое-нибудь число от 1 до 12. Показывающий просит зрителя перераспределить некоторым (специальным) образом спички в кучках. При этом, хотя показывающий и не знал первоначального числа спичек в кучках, в средней кучке оказывается заданное количество спичек. Объяснение. (по щелчку) Вначале зрителя просят взять по три спички из крайних кучек и перенести их в среднюю. Затем он должен сосчитать оставшиеся спички в одной из крайних кучек, взять это число спичек из средней кучки и перенести их в любую крайнюю. Так как после этого в средней кучке всегда остается 9 спичек, то теперь уже совсем просто получить в ней заданное число спичек (для этого потребуется только одна передвижка).
В какой руке монета? Объяснение. (по щелчку). Если сумма четная, то в правой руке 1 рубль; если нечетная 10 рублей.
Задумайте животное Объяснение. (по щелчку). Жеребенок Слон Носорог Гиппопотам Цапля Обезьяна Лев Корова Первое прикосновение делается у «жеребенка», далее прикосновение делается через два против часовой стрелки.
колокольчик хризантема ландыш роза гладиолус полевая ромашка гвоздика анютины глазки тюльпан Ночная фиалка лилия Волшебная карта цветов Объяснение. (по щелчку). Первое прикосновение делается у «ночной фиалки», далее прикосновение делается через одно против часовой стрелки.
Исчезновение лица (по щелчку)
Пропавший кролик (по щелчку)
Задуманное число Предложите своим зрителям задумать двузначное число. Теперь пусть они умножат число его десятков на 2, прибавят к этому произведению число 5, умножат эту сумму на 5, к полученному произведению прибавят 10 и число единиц того числа, которое задумали. Пусть любой зритель скажет, что у него получилось. Вычтите из полученного результата число 35 (лучше сделать это в уме или на калькуляторе, не посвящая в свои действия зрителей), и вы сможете назвать задуманное зрителями число
Угаданный день рождения Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на 2 число дня своего рождения. Затем пусть зритель сложит получившееся произведение и число 5, теперь пусть умножит на 50 полученную сумму. К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль 7, январь 1) вслух назвать полученное число. Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250. У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры день рождения, две последние месяц.
Использованные ресурсы: М.Гарднер Математические чудеса и тайны. М.; Наука, 1982, 128 стр