Урок подготовила Мухутдинова Наталия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болгарская средняя общеобразовательная школа 2» Спасского муниципального района Республики Татарстан» Слайд 1
Слайд 2
ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО СОРОК В Древней Руси сорок - мешок с четырьмя десятками соболиных шкур сорок 4 десятка шкур 40 Слайд 3
Прочитайте сочетания с числительными Слайд 4
Количественные числительные Числительные, обозначающие целые числа Дробные числительные Собирательные числительные ? Слайд 5
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ: 1)отличать собирательные числительные от других количественных числительных; 2) уметь употреблять собирательные числительные в речи, правильно сочетая их с существительными; 3) уметь определять окончания собирательных числительных в косвенных падежах; 4) уметь употреблять числительные оба и обе. Слайд 6
1)На какой вопрос отвечают и что обозначают собирательные числительные? 2)С какими именами существительными могут сочетаться собирательные числительные? 3) Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные? 4)В чём особенность употребления числительных оба и обе? Вопросы Слайд 7
Два мальчика два[й, ]е мальчиков Пять мальчиков пятеро мальчиков Образование собирательных числительных Слайд 8
1. Горе на дваих - полгоря, радость на дваих - две радости. 2. Двое пашут, а семеро руками машут. 3. Ему семерых посади – всех до смерти заврет. 4. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Слайд 9
Что же произошло? Настя спросила: - Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников? Антон ответил: - Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг. - Грамотей! – нахмурившись, произнесла Настя и ушла. Диалог Насти и Антона. Слайд 10
ДВА МУЖЧИНЫ ДВОЕ МУЖЧИН ДВА ФУТБОЛИСТА ДВОЕ ФУТБОЛИСТОВ ТРИ ФИГУРИСТА ТРОЕ ФИГУРИСТОВ ПЯТЬ ЮНОШЕЙ ПЯТЕРО ЮНОШЕЙ Слайд 11
СЕМЬ РЕБЯТ СЕМЕРО РЕБЯТ ДВА МАЛЫША ДВОЕ МАЛЫШЕЙ ТРИ МЛАДЕНЦА ТРОЕ МЛАДЕНЦЕВ ЧЕТЫРЕ КАРАПУЗА ЧЕТВЕРО КАРАПУЗОВ Слайд 12
ПЯТЬ ЩЕНКОВ ПЯТЕРО ЩЕНКОВ ПЯТЬ КОТЯТ ПЯТЕРО КОТЯТ ПЯТЬ ЗАЙЧАТ ПЯТЕРО ЗАЙЧАТ ДВА ТИГРЁНКА ДВОЕ ТИГРЯТ Слайд 13
ДВОЕ БРЮК ЧЕТВЕРО ОЧКОВ ЧЕТВЕРО НОЖНИЦ ЧЕТВЕРО ШОРТ Слайд 1 4
Существительные, обозначающие лиц мужского пола Существительные, обозначающие детей Существительные, обозначающие детёнышей животных Существительные, употребляющиеся только во множественном числе Сочетаются с собирательными числительные Слайд 15
Оказывается, надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг!!! Слайд 1 6
ДА Существительное обозначает лицо мужского пола? Существительное обозначает детёнышей животных ? Существительное обозначает детей ? Существительное употребляется только во множественном числе? ДА НЕТ одно «ДА» четыре «НЕТ» не сочетается с собирательным числительным Сочетание собирательных числительных с именами существительными сочетается с собирательным числительным Слайд 1 7
ОБА И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. ОБЕ И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. оба обоих обоих обоим обоим обоих обоих обоими об обоих обе обеих обеим обеих обеих обеими об обеих Слайд 1 8
1) отвечают на вопрос сколько? и обозначают несколько предметов как одно целое; 2)сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола; с существительные, обозначающие детей или детёнышей животных; с существительными, употребляющимися только во множественном числе; 3)в косвенных падежах собирательные числительные имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе 4)числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а обе - с существительными женского рода. Собирательные числительные Слайд 19
Сегодня мы изучали…… Мы теперь знаем, как…. Мы умеем правильно…. Полученные знания нам помогут … Рефлексия Слайд 20
Рефлексия Мне сегодня на уроке было всё понятно. У меня всё получалось. Я иногда испытывал затруднения при(в)……. Я доволен собой. Я не совсем доволен собой. Я совсем не доволен собой. Слайд 21
§65 (с.155,157- теоретический материал, изученный на уроке, повторить). 1.Упр Составить тест по теме по аналогии с тем, который выполнялся в классе (3-4 задания). 3. Творческое задание (для желающих): оформить рукописную книгу с пословицами, поговорками, фразеологизмами, в которых встречаются числительные. Домашнее задание Слайд 22
СПАСИБО! Слайд 23