с е = 0,25 т с
Студент должен: Иметь представление: - О передачах с зацеплением Новикова; Уметь: - выполнять кинематические, геометрические, силовые расчеты; - выполнять проектировочные и проверочные расчеты зубчатых передач с зацеплением Новикова. Знать:
Рис 2Рис 1
Особенность зацепления Новикова состоит в том, что в этом зацеплении первоначальный линейный контакт (рис. 3) заменен точечным, превращающимся под нагрузкой в контакт с хорошим прилеганием (рис. 4). Простейшими профилями зубьев, обеспечивающими такой контакт, являются профили, очерченные по дуге окружности или близкой к ней кривой. рис. 3. рис. 4. А - площадка контакта
ведомое ведущее
Обычно профиль зубьев шестерни делается выпуклым, а профиль зубьев колес вогнутым или наоборот (рис.5. а, б). Профили зубьев в передачах с зацеплением Новикова Рис. 5, а. Рис. 5, б. - Ведущие шестерни- Ведомые колёса
Но могут быть передачи и с профилем зубьев шестерни и колеса, показанным на рис.6. Такая конструкция зубьев увеличивает нагрузочную способность данной передачи по сравнению с эвольвентной передачей при равных условиях. Рис Ведущие шестерни- Ведомые колёса
В зацеплении Новикова контакт зубьев теоретически осуществляется в точке, в эвольвентном зацеплении соприкосновение зубьев происходит по линии. Однако при одинаковых габаритных размерах передачи соприкосновение зубьев в зацеплении Новикова значительно лучше, чем соприкосновение в эвольвентном зацеплении. Основы теории зацепления
Достоинства зубчатых передач с зацеплением Новикова: Высокая нагрузочная способность; Компактны; Из за хорошо удерживающейся масляной пленки между соприкасающимися зубьями уменьшается изнашивание зубьев, повышается КПД передачи; Меньше потерь на трение; Меньше шума;
Большая чувствительность при изменении межосевого расстояния; С увеличением нагрузки возрастает осевая сила, что, в свою очередь, усложняет конструкцию применяемых подшипниковых узлов; При ухудшении контакта (перекоса валов и изменения межосевого расстояния) вся нагрузка, действующая на зубья, может сосредоточиться на небольшом участке длины зубьев, в результате чего зубья могут оказаться сильно перегруженными; Необходимость иметь две специальные фрезы для нарезания зубьев (для шестерни и колеса). Недостатки зубчатых передач с зацеплением Новикова:
Стандартные исходные контуры для цилиндрической зубчатой передачи с зацеплением Новикова для выпуклых (шестерня) и вогнутых (колесо) зубьев (рис. 7). Основные геометрические размеры этих передач (рис. 8.) определяют в зависимости от значения нормального модуля m n. Рис 7. Рис 8.
β -угол наклона зубьев; β = °; k- целое число осевых шагов р х в ширине венца; b - часть ширины венца больше целого числа осевых шагов (ширину венца рекомендуется выбирать с учетом выполнения условия b l,25p x ); z = z 1 + z 2 суммарное число зубьев. Параметры зубчатых передач с зацеплением Новикова:
Геометрические параметры передачи с зацеплением Новикова
1. Устройство зубчатой передачи с зацеплением Новикова. 2. Перечислите достоинства зубчатой передачи с зацеплением Новикова. 3. Перечислите недостатки зубчатой передачи с зацеплением Новикова. 4. В чём заключаются особенность передачи с зацеплением Новикова. 5. Чему равен угол наклона зубьев в передаче с зацеплением Новикова 6. Основное конструктивное отличие зуба Новикова от известных. 7. Из какого материала изготавливают шестерни, колёса зубчатой передачи с зацеплением Новикова. 8. Перечислите профили зубьев, зубчатой передачи с зацеплением Новикова. 9. Какие профили зубьев имеют распространенное применение в машиностроении. 10. Во сколько раз можно превысить допускаемую нагрузку в зубчатой передаче с зацеплением Новикова. Вопросы для самопроверки.