Методика обучения рассказыванию. Методика обучения пересказу. Преподаватель Якунина Л.Л. Ст. Вешенская 2011 год
2 Цели урока: формирование компетенции обучения: подбор списка художественной литературы для пересказа детьми подготовительной группы; совершенствование компетенции коммуникации: формулирование аргументов методов обучения рассказыванию; развитие компетенции управления: описание хода выполнения работы по организации пересказа в подготовительной группе детского сада.
3 Литература: А. М. Бородич «Методика развития речи детей» О. С. Ушакова «Методика развития речи детей дошкольного возраста», А. М. Бородич «Методика развития речи детей» Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. И. Николаичева «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
4 План занятия Задачи обучения рассказыванию. Приемы обучения рассказыванию. Произведения для пересказа. Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу.
5 1. Задачи обучения рассказыванию. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательна. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.
6 В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом рассказом (в элементарной форме).
7 Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.
8
9 Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с данной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.
10 По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Описание должно быть лаконичным.
11 «Это утенок Кряк. Он желтенький, пушистый. Глаза у Кряка, как большие черные пуговицы. Утенок смешной. Сам большой и толстый, а крылышки маленькие. Кряк надел берет и, важно переваливаясь, пошел: «Кряк, кряк, кряк»
12 Сюжетный – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким- нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов – вначале (экспозиция) называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, когда, где оно происходило.
13 В 3-4 года ребенка учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, сказке, опираясь на вопросы взрослого человека, иллюстрации. На пятом году жизни появляется способность к монологической речи. В подготовительный период к школе закрепляются все навыки монологической речи, сформированные ранее, совершенствуются выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность.
14
15 Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой.
16 2. Приемы обучения рассказыванию. В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог, а не ответ одним словом, жестом, фразой. Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.
17
18 Частичный образец применяется в процессе закрепления умения рассказывать, если ребенку трудно дается выполнение какого-либо задания, например придумывание начала повествования. Осмысленному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.
19
20 План рассказа – это 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения. Например: На каком этаже комната? Какая она? Что находится в комнате? Кто поддерживает в комнате чистоту? Как ты помогаешь в уборке?
21 Коллективное составление рассказа – преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети, в процессе которой они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Составление рассказа по частям – благодаря этому приему содержание рассказа становится полнее и глубже, кроме того, много детей можно вовлечь в данный процесс.
22
23 В комплексе приемов существенное место занимают указания относительно того, каким должен быть рассказ: рассказывать подробно или кратко, обдумать весь рассказ от начала до конца, менять голос, когда говорят разные герои. При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого взрослым (по предложенному плану, а затем и без него).
24 Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. Оценка также обучающий прием. Она применяется для того, чтобы ребенок подражал тому, что его похвалили. Итак, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны и вследствие их комплексного применения ребенок постепенно и с успехом обучится рассказыванию.
25
26 3. Произведения для пересказа. Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенка важные черты личности. Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, подбирать с учетом особенностей детского внимания и памяти (сказки, рассказы Л.Н. Толстого, затем К.Д. Ушинского, Г. Скребицкого, Н. Сладкова).
27
28 4. Структура занятия по пересказу. Занятие по обучению пересказу имеет следующую типовую структуру: Вводная часть. Подготовка детей к восприятию произведения, его идеи. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. Подготовительная беседа. Цель ее – уточнение содержания, привлечение внимания к языку, активная подготовка к выразительному пересказу. Повторное чтение. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). Пересказ.
29 5. Приемы обучения пересказу. Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз. В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное?), а также объяснения и указания.
30
31 Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы. На начальных ступенях обучения рекомендуется совместный пересказ ребенка и взрослого (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
32 Если в произведении есть диалог, то можно провести пересказ по ролям. использованием игрушек.Как прием может быть использована игра- драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек.
33 Вопросы для обсуждения: Что такое пересказ? Какими бывают рассказы? Каковы отличия описательного рассказа и сюжетного? Назовите приемы обучения рассказыванию. Чем нужно руководствоваться при подборе художественного произведения для пересказа дошкольником? Расскажите о структуре занятия по обучению пересказу. Назовите приемы обучения пересказу.
34 Домашнее задание знать материал лекции знать ответы на вопросы составить список художественной литературы для пересказа детьми подготовительной группы
35 Спасибо за внимание!