Подготовила старший воспитатель МБДОУ 32 «Почемучка» Самохвалова И.А.
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого философа Я.А. Коменского, утверждавшего: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным». Интеграция становится одним из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления нового образования г.г.
Интеграция (от лат. integrum целое; лат. integratio восстановление, восполнение) в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. Интеграция – объединение в одно целое различных элементов или частей. У того целого всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов, и интеграция производится именно с целью воспользоваться этими плюсами. Синонимы: взаимодействие, соединение, совмещение, синтез, объединение Интеграция - в переводе с латинского ( как мной уже было отмечено ранее) – это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход сспособствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.
Деятельность воспитателя, воспитательно-образовательная работа в ДОУ должна: строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, видов детской деятельности; в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Проблема такова: либо предметный принцип построения образовательного процесса, который удобен и понятен педагогу, но не соответствует возрастным особенностям дошкольников, либо принцип интеграции образовательных областей и видов детской деятельности, который соответствует возрастным особенностям дошкольников, но в определенной степени усложняет жизнь педагогу. ФГОС делают выбор в пользу ребёнка !
Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Социально- коммуникативное Речевое развитие
Речевые игры Поиск Проблемные вопросы Проблемные вопросы Сопоставление Активизация словаря Сравнительный анализ Совместные открытия
Интеграция может проходить по следующим направлениям музыка + познание (математика), коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка, коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература, познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд, познание (математика) + изобразительная деятельность, здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие. познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь), познавательная (экспериментально-исследовательская) +коммуникация (речь, общение) + художественно-творческая
Непосредственно организованная деятельность
Совместная с педагогом деятельность
Театрализованная деятельность
Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ,а также родителей воспитанников
1.Дыбина, Анфисова, Болотникова: Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: способ. для педагогов ДОУ.. 2. О.А.Скоролупова, Н.В.Федина. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральные требования. Комментарии.