Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей МБДОУ «Детский сад 11» Педагог: Заводских К.В.
Форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста – это совместная деятельность педагога и воспитанника, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
Форма организации образовательной деятельности в ДОУ Индивидуальная Групповая (индивидуально- коллективная) Фронтальная
Форма Достоинства Недостатки Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), раскрыть у ребенка скрытый потенциал. Требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Групповая (индивидуально- коллективная) Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения, требует от воспитанников умения решать поставленные задачи в условиях группы.
Форма Достоинства Недостатки Фронтальная Четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения. Трудности в индивидуализации обучения. Модульная Позволяет в комплексе решить поставленные цели и задачи в деятельностном подходе, опирающемся на интеграцию образовательных областей. ( в соответствии с законом «Об образовании» и ФГОС ДО. Каждый участник способен раскрывать свой скрытый потенциал. ________________________
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально- художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) обеспечивает интеграцию образовательных областей с использованием разнообразных форм и методов работы.
Двигательная детская деятельность ( Примеры форм работы ) Подвижные игры с правилами Подвижные дидактические игры Игровые упражнения, игровые ситуации Соревнования, досуги Ритмика, аэробика, детский фитнес Спортивные игры и упражнения. Аттракционы Спортивные праздники Гимнастика (утренняя и пробуждения) Организация плавания Формы образовательной деятельности
Игровая детская деятельность (Примеры форм работы) Сюжетные игры, игры с правилами Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей) Игры с речевым сопровождением Пальчиковые игры Театрализованные игры Продуктивная детская деятельность Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Детский дизайн Опытно-экспериментальная деятельность Выставки, мини музеи Формы образовательной деятельности
Чтение детской художественной литературы Чтение, обсуждение Заучивание, рассказывание Беседа Театрализованная деятельность Самостоятельная художественная речевая деятельность Викторина, КВН Вопросы и ответы Презентации книжки Выставки в книжном уголке Литературные праздники, досуги. Формы образовательной деятельности
Познавательно – исследовательская деятельность Наблюдение, экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование, исследование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) Конструирование Увлечения
Формы образовательной деятельности Коммуникативная детская деятельность Беседа, ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные) Этюды и постановки. Логоритмика. Трудовая детская деятельность Дежурство, поручения, задания Самообслуживание Совместные действия
Инновационные формы образовательной деятельности в связи с введением ФГОС Задачи образовательного процесса Модульный принцип Интеграция Принцип спирали
Модульный принцип как инновационная форма образовательной деятельности В модульной системе тематика объединена между собой на основе какого-либо сюжета. Сюжет ведет к конкретной цели, придает деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску, а также интегрирует все образовательные области, через комплексный деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС ДО, вступающей в силу 1 декабря 2014 года. Это может быть долгосрочная игра, интересное совместное дело, подготовка к празднику, переписка со сказочным героем, поиски клада. Сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре..
Модульный принцип как инновационная форма образовательной деятельности. Деятельностный подход ФГОС ДО 1 января 2014 года Формирование предпосылок для дальнейшего обучения в школе Интеграция образовательных областей
Модульный принцип как инновационная форма образовательной деятельности. Модуль позволяет осуществить поставленные цели через деятельностный подход, который является основой ФГОС ДО. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Модульный принцип как инновационная форма образовательной деятельности Образовательная деятельность организуется по всем разделам образовательной программы Имеет место сюжет, который развертывается на протяжении долгого времени Воспитанники все время заняты (вплоть до бытового разговора и свободной деятельности) Деятельность воспитанников приобретает целесообразность Обеспечивает интеграцию всех образовательных областей Образовательная деятельность является комплексной, но не исключает индивидуальную работу с детьми
Преимущества модульного принципа как инновационной формы образовательной деятельности Используется различные виды детской деятельности Педагогический процесс становится экономичным Способствуе реализации принципа обучения в игре Воспитанники точно воспринимают и видят конкретную цель Способствует формированию оптимальных взаимоотношений между собой и педагогом
Позволяет реализовать новые поставленные перед педагогом задачи в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ДО), а именно сформировать предпосылки через деятельностный подход, для дальнейшего обучения и возможности применения накопленных в дошкольном детстве навыков, для успешного использования на собственном опыте. Обеспечить интеграцию видов детской деятельности по всем образовательным областям, а значит помочь ребенку всесторонне познавать окружающую его действительность. Модульный принцип как инновационная форма образовательной деятельности