МУЗЕЙ – дань моде или часть воспитательной системы УВК? Подготовили: Л.С. Березка С.А. Чуйкова
«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения» «Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования
Объект музейной педагогики – культурно- образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно- педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Позиции: позиция творца производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов; - позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации
Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций и равное право на существование. Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.
Цель Задачи Направления Специальные требования Формы и методы работы Принципы Музейные педагогические технологии
Создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики
Поисково-собирательское Экспозиционное (оформительское) Экскурсионное Культурно-массовые мероприятия, дела
1. В деятельности музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия. 2. При разработке и проведении мероприятий и культурно- массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы. 3.Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает. 4. Комплексность – включение всех типов восприятия. 5.Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ. 6. Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации.
Театрализованные экскурсии Походы экспедиции Вечера, олимпиады, викторины Встречи с участниками и свидетелями исторических событий Краеведческие игры Конференции, дебаты, лекции Поездки по другим музеям и городам
Кружок Общество Издание путеводителей, журналов Составление видеофильмов Создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением.
Подготовка докладов, рефератов Запись воспоминаний, Наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, Выполнение познавательных заданий, Написание научных работ, Переписка с ветеранами, персональные выставки учащихся Разработка индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, Поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Я – продолжаю – не творю; я верю в древность и люблю ее чистосердечно. Конфуций