Постановка проблемы. Проектная деятельность является одним из перспективных методов, способствующим решению проблемы детского дорожного травматизма. С каждым годом эта проблема становится все острее. Наши улицы не очень приспособлены для детей. Ребенок, оказывается на улице, автоматически попадает в зону опасности. Особенности детской психики – внимание, фиксация на одном предмете – увеличивают незащищенность ребенка. Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, разработала проект «Ребенок и дорога» по обучению детей правилам дорожного движения, Включая информацию о них, вопросы и практические задания, которые требуют от детей, знаний и логики, а также умение использовать полученные знания на практике. Актуальность предлагаемого проекта заключается в обеспечении персональной безопасности детей на дорогах и сохранения их здоровья. Метод проектной деятельности использовала в работе с детьми разновозрастной группы, делая уклон на старший дошкольный возраст. Дети этого возраста характеризуются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, а также стремлением к совместной деятельности.
Цель. Профилактика детского травматизма на дорогах. Пропаганда здорового образа жизни. Распространение опыта по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. Задачи. Обучать безопасному поведению в дорожной среде; знакомить со значением дорожных знаков; учить понимать их схематическое изображение для ориентации на улицах и дорогах. Разметить площадку для тренировочных занятий; выработать у детей с помощью игровых занятий способность к быстрому реагированию на дорожные ситуации и принятию правильных решений. Систематизировать комплекс обучающих игр по профилактике дорожного травматизма; расширять словарный запас по дорожной лексике. Изготовить набор наглядных пособий. Разработать тренинги для детей и родителей. Организовать встречу с инспектором дорожно-патрульной службы. Оборудовать уголок безопасности дорожного движения. Активизировать работу по пропаганде ПДД среди родителей. Провести игры-соревнования с целью проверки усвоенных детьми знаний, умений, навыков.
Участники проекта. Дети от 3 до 6 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инспектор дорожно-патрульной службы, библиотекарь. Время и место проведения проекта. Продолжительность - учебный год, детский сад, окрестности села (маршруты), сельская библиотека. Организация деятельности участников проекта. Викторины, беседы; недели и минутки безопасности; работа на маршрутах; организация соревнований; моделирования ситуаций на дороге; досуги; развлечение, праздники; практикум для родителей; выставка методического материала; практические занятия по оказанию первой помощи; алгоритмические игры с моделями действий во время проблемных ситуаций на занятиях, выставки детских рисунков и поделок.
Содержание работы. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, экскурсий, наблюдений, связанных с темой проекта, организовывала в саду предметную среду таким образом, чтобы она являлась фоном для эвристической и поисковой деятельности. Например, в группе оборудовала уголок ПДД, были приобретены игры, игрушки и пособия ПДД. К организации творческой деятельности детей подключила родителей. Эту работу построила так, чтобы познакомить родителей с причинами и последствиями неадекватного детского поведения на дорогах; дать им представление о формах и методах обучения детей ПДД.
Игровая деятельность. Дидактические игры «Найди безопасный путь до детского сада», «Дорожные знаки», «Хорош -плохо», « Зоркий глаз», «Отгадай загадку», «Найди свой цвет»,»Я шагаю по улице», «Поставь дорожный знак»; сюжетно-ролевые игры «Поездка в метро», «Гараж»,«Перекресток», «Улица», «Регулировщик»;
Познавательная деятельность. Занятия: «Какие бывают машины», «На улице – не в комнате, о том, ребята помните!», «Дорожные истории», «Улица - не место для игр», просмотр учебных фильмов.
Развитие речи. Занятия: «Предупреждающие знаки», «Правила дорожного движения», «Запрещающие знаки», игра-сказка «Азбука пешехода»; викторина по ПДД; составление кроссвордов, задок, коллективной сказки «Как зайчонок учил правила дорожного движения».
Целевые прогулки, экскурсии. «Знакомство с улицей» «Наблюдение за транспортом» «Дорожные знаки» встреча с инспектором ДПС «Правила юного пешехода»
Ознакомление с художественной литературой. Чтение и обсуждение произведений по тематике: С. Маршак «Скверная история», «Мяч»; С. Волков «Про правила дорожного движения», «Едут, едут пассажиры» ; Б.Жидков «Светофор», «Как мы ездили в зоологический сад»; С. Михалков «Светофор», «Про одного мальчика», «Моя улица», «Упрямый лягушонок»; Б. Заходер « Шофер»; В. Тимофеев «Для пешеходов»; Р. Фархади «У любого перекрестка»; А. Северный «Три чудесных света»; А. Дмоховской «Ученик и грузовик»; Л. Петрушевская «Поросенок Петр и машина»; Ч. Янчарский «Самокат».
Музыкальная и театрализованная деятельность. Драматизация сказки «Веселый светофор» Театрализованное представление «Шапокляк и дорожные знаки»; разучивание песен на дорожно– транспортную тематику.
Изобразительная и продуктивная деятельность. Рассматривание плакатов, иллюстраций в книгах этой тематике, творческие работы «Безопасная дорога», «Машины бывают разные», «Дорожные знаки», «Светофор».
Физическое развитие. Подвижная игры «Цветные автомобили», «Трамвай», «Стоп», «Сломанный светофор»; «Воробушки и автомобили», «Эстафета зеленого огонька».
Работа с родителями. Игровой тренинг «Можно - нельзя», «Запрещается – разрешается» Родительское собрание «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей безопасного поведения на улице». Информация для родителей: стенд «Взрослые, помните, дети смотрят на вас!», папка передвижка «Памятки по безопасности на дороге».
Результаты. Закреплено знание правил поведения на дорогах; сформированы навыки исследовательской деятельности; развита познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе. У детей сформированы устойчивые навыки самосохранения в различных ситуациях на дорогах; ценностное отношение к здоровому образу жизни. Установлена прочная связь с инспектором дорожно-патрульной службы. Накоплен тренировочный материал и практический опыт.
Литература. Боровская И.К. «Я в безопасности», С.Буланова «Правила поведения на дороге», Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников», Зубарь Ж. «Островок безопасности», Орлова Д. «Правила дорожного движения для школьников и малышей», Фисенко М.А. «ОБЖ», Шестернина Н. Л. «Внимание! опасно!», Шумская Т. «Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма», Элькин Н.Г. «Правила безопасного поведения на дороге».