ГБСКОУ школа 657 Приморского района Санкт-Петербурга
«Социокультурный проект» Тема: «Осенний калейдоскоп. Театрализация, как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» Проектная группа: Басова И.П. Иванчукова Е.Л. Руденская У.А.
ЦЕЛЬ: Осуществление процесса социализации детей с умеренной умственной отсталостью. социализация самосознание и понимание самого себя. деятельность общение (устанавливать социальные контакты) В силу особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей с умеренной умственной отсталостью слабо сформированы умения практической деятельности, навыки общения, функции самопознания, что вызывает трудности в социализации.
Задачи коррекция высших психических функций; развитие умений практической деятельности; развитие навыков общения; развитие самостоятельности использования опыта практической деятельности; развитие социально- адаптационных способностей; приобретение социального опыта
В учебном процессе мы реализовали социокультурный проект «Осенний калейдоскоп ». Работа в рамках проекта «Осенний калейдоскоп» в классах «Особый ребёнок» осуществлялась в течение учебного года. Проект реализуется в рамках школьного театра – студии «Мы – актёры». Ребятам было предложено принять посильное участие в совместной деятельности.
создали группу единомышленников (учащиеся, родители, классные руководители, воспитатели, педагоги коррекционного обучения, классные руководители, воспитатели и педагоги дополнительного обучения) определили источники информации подобрали дидактические и сюжетно-ролевые игры определили продукт проекта – театрализованный праздник Первый этап
Второй этап Второй этап - чтение детям сказок - драматизации эпизодов сказок с использованием моделей овощей - разучивание танцевальных движений - распределение ролей в драматизациях сказок и танцевальных постановках - выбор костюмов - изготовление аксессуаров - подготовка к изготовлению афиши и фотохроники
В творческой мастерской учащиеся изготавливали атрибуты к спектаклю Было решено изготовить афишу театрализованного праздника и запечатлеть этапы реализации проекта, создав фотохронику с рабочим названием «Здравствуйте, это – мы!».
Третий этап - работа над театрализованным представлением «Осенний калейдоскоп» - разучивание танцевальных движений - совершенствование навыков движения под музыку - разучивание стихов -обучение технике совместной деятельности - изготовление афиши - изготовление костюмов
Работа на этапах проектирования
Этап подготовки
Этап презентации - размещение афиши в вестибюле школы -театрализованное представление «Осенний калейдоскоп» -размещение фотохронологии в фойе школы
фотохроника
Этап подведения итогов Оценка деятельности Ребята оценили свою деятельность и деятельность своих товарищей. Рассказали и показали, чему научились. Родителями была дана положительная оценка проделанной работы. Они отмечали, что дома дети стали занимать себя новыми для них видами деятельности, вовлекать в эту деятельность родственников, рассказывать о друзьях и одноклассниках.
На основании методико-педагогической литературы и опыта практической работы, нами составлены методические рекомендации по проведению проектной деятельности с учащимися с умеренной умственной отсталостью, которые заключаются в: - этапности обучения;- адекватности видов проектной деятельности возрасту детей;- использования разных способов общения;- создания ситуаций для речевого общения;- вариативности анализа объекта предстоящей работы;- использования адаптированных технологических карт;- стимуляции овладением правильной техникой операций;- оказания разных видов помощи;-заинтересованности и профессионализме педагога в проектной деятельности.
М ониторинг психофизических особенностей этой группы учащихся по методике: «Психолого-педагогическая диагностика. Карта наблюдений» Л.А.Нисневич, Е.А.Петровой представлен в виде психолого-педагогических профилей. Исследуемые показатели: 1 -зрительное восприятие; 2 – слуховое восприятие; 3 – тактильное восприятие; 4 – восприятие вкуса; 5 – обоняние; 6 – ориентация в пространстве; 7 – мышление; 8 – импрессивная речь (понимание речи); 9 – экспрессивная речь (активная речь); 10 – тревожность-спокойствие; 11-агрессивность- миролюбие; 12 -мотивация учебной деятельности; 13 – мотивация трудовой деятельности; 14 – проявление самостоятельности; 15- проявление ответственности; 16 – навыки самообслуживания; 17 – социально-бытовая ориентация;18 - коммуникативность
Обратимся к психолого-педагогическому профилю участницы проекта Екатерины З.. На диаграмме девочки наблюдается положительная динамика развития исследуемых показателей по всем направлениям.
Эффективность метода проектов при работе с учащимися с умеренной умственной отсталостью представлена на диаграмме. Анализ исследуемых показателей и показателей эффективности проектной деятельности выявили : - положительную динамику в коррекции высших психических функций -расширение представлений об окружающем мире и о себе -совершенствование коммуникационных навыков -совершенствование трудовых навыков и умений -обогащение социального опыта -обогащение опыта практической деятельности
Спасибо за внимание