Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
План проведения семинара Урок, как основная форма обучения. Типы и структура уроков. Современные требования к уроку.
Урок, как основная форма обучения. Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.
Специфические признаки урока: Постоянная группа учащихся. Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них. Овладение основным изученным материалом на уроке.
Организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил: первое - определение целей урока, второе - уточнение типа урока, третье - уточнение вида урока, четвертое - выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями. пятое - определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.
Цель обучения Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать, например: - обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей. - обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме), - отработать навыки (какие?), - устранить пробелы в знаниях (каких?), - добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
Цель воспитания Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Какие же свойства личности необходимо воспитывать? Прежде всего, нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др. В общем, виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке: - воспитание патриотизма, - воспитание интернационализма, - воспитание гуманности, - воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду, - воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, - воспитание дисциплинированности, - воспитание эстетических взглядов.
Цель развития Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений), воли и самостоятельности.мышления познавательныхобщетрудовых политехнических умений воли и самостоятельности.
Развитие мышления Развитие мышления (развитие аналитического мышления - формирование умения выделять существенные признаки и свойства, развитие синтезирующего мышления - развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, развитие аналитико-синтезирующего мышления - развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развитие абстрактного мышления - развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике и др.).
Развитие познавательных умений Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты, развитие умений частично- поисковой познавательной деятельности). Частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).
Развитие общетрудовых и политехнических умений Развитие общетрудовых и политехнических умений (развитие коммуникативно-технических умений - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений - умения пользоваться приборами и инструментами, умения планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия).
Развитие умений учебного труда Развитие умений учебного труда развитие умения работать в должном темпе - читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать. Развитие приемов наблюдения - цель наблюдения, его последовательность, состав наблюдаемых объектов.
Развитие воли и самостоятельности Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, развитие умения владеть собой - выдержка, самообладание, развитие умений
Типы уроков по основной дидактической цели Изучение нового материала. Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Комбинированный или смешанный урок.
Типология уроков по основному способу проведения Лекция. Семинар. Зачёт. Практикум, лабораторная работа. Собеседование. Консультация. Дискуссия /урок одной задачи, одной теоремы/. Интегрированный урок. Театрализованный урок. Соревнование. Дидактическая игра. Деловая игра. Ролевая игра. и т.д.
Современные требования к уроку 1. Дидактические - чёткое определение места урока среди других уроков, - соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся, - учёт принципов целостного педагогического процесса, - выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения, - наличие межпредметных связей.
Современные требования к уроку 2. Воспитательные и развивающие методы. - формирование памяти, внимания и мышления школьников, - воспитание нравственных качеств личности, - развитие познавательного интереса и мотивов, - соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения, - развитие творческих способностей, - создание проблемной ситуации.
Современные требования к уроку 3. Организационные требования к уроку. - наличие продуманного плана проведения урока, - чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока), - создание рабочеё дисциплины, - использование средств обучения и информационных технологий, - завершённость урока, его гибкость и подвижность.