ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА Путь в страну Информация
ИНФОРМАЦИЯ « Если у тебя одно яблоко, и у меня одно яблоко, и мы обменяемся ими, то у каждого из нас будет по одному яблоку. Если у тебя одна идея и у меня одна идея, и мы обменяемся ими, то у каждого из нас будет по две идеи.» Бернард Шоу
РАЗМИНКА – ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИЯ ? Пришла пора тебе узнать, Что информацией считать. Поднялся в небо самолет. С землею держит связь пилот. Он говорит по рации : « Примите информацию : Сейчас окинем взором класс. Предметы окружают нас. Мы все их можем описать, О каждом что - то рассказать. Так много сведений узнали. Как получили ? Увидали. В газете напечатан текст, Кричат газетчики : « Сенсация !« Но на страницах всех газет Опять же информация. Рассказы в книге тоже текст, Но есть и иллюстрация. Открою я тебе секрет : Рисунок - информация !' Теперь внимательно послушай, Как много звуков ловят уши : И шум машин, и лай собак, И гомон воробьиных драк. А информация такая Зовется просто - звуковая. Ты информацию получишь, Закрыв глаза и даже уши. Ладонями потрогав стол, Определишь, что гладкий он. Мы кожей ощущаем, А значит осязаем. О вкусе пищи узнаем, Когда во рту ее жуем. А информация какая, Ты догадался ? Вкусовая. Когда цветут в лесу цветы, То запах носом чуешь ты. И аромат акации Опять же информация.
ИНФОРМАЦИЯ – ЭТО СВЕДЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ НАС МИРЕ.
« , , » КРИПТОГРАММА а -15 б -9 в -1 г -22 д -19 е -2 ж -10 и -16 л -3 м -23 н -12 о -4 п -24 р -17 с -5 т -13 у -20 ф -6 ц -8 щ -14 ь -18 ю -7 я -11 ч -21
ТОЛКОВАНИЕ ТЕРМИНА « ИНФОРМАЦИЯ » В СЛОВАРЕ С. И. ОЖЕГОВА « Информация -- сообщения, ос - уведомляющие о положении дел, о состоянии чего - нибудь.»
ЗАГАДКИ Теперь загадки отгадай И веселее отвечай. О ней ты слышал много раз, Ее несет учитель в класс, Она звучит по рации. Что это ? _ Мы радио включаем, Там музыка играет, А информацию какую Мы получаем ? _ Мультфильм по телевидению С друзьями вместе видели. Какую информацию Несет мультипликация ? _ Снимаем пробу с разных блюд Они нам разный вкус дают. Во время дегустации Какая информация ? _ Подносим руки мы к костру, Отдернем, чувствуя жару. Мгновенная реакция У этой информации. _
ЖЕСТЫ -- ЛЮДЕЙ Объясните, что означают следующие жесты :
ЖЕСТЫ -- ЖИВОТНЫХ Кошка Мурлычет Шипит Трется об ноги Выгибает спину Собака Рычит Скулит Громко лает Виляет хвостом Заполните таблицу : напишите, что хотят сказать животные своим хозяевам, когда выполняют указанные действия. Сравните « язык кошек и собак. Стрелками покажите соответствия
Ты текст внимательно прочти, Процессов этих только три. Читая, в тексте их найди И, чтоб запомнить, подчеркни. Когда задание в дневник Запишет ручкой ученик, Он точно, без сомнения, Осуществил хранение. Расскажем другу о задаче, И будет это -- передача. И если он ее решит, То обработку совершит. Послали другу телеграмму : « Приедем завтра утром рано ». Что в данной ситуации Случилось с информацией ? Ответ : Играет пьесу музыкант, Читает ноты, он -- талант В звук превращает ноты четко, И это будет _ Рассказ писатель сочинил, Поэт -- стихотворение. Все это в книге сохранив, Осуществим ВКЛЮЧИ ВНИМАНИЕ А вот еще один вопрос : Залаял за окошком пес. Как человек определяет, Что за окном собака лает ? Всё очень просто. Мозг хранит Собаки этой внешний вид, И звуки, связанные с ней, Хранятся в памяти твоей. Звук наши уши услыхали И в мозг по нервам передали. Ты в памяти ответ нашел, Узнал, кто лаял за окном. А вот представь себе теперь, Невиданный доселе зверь Вдруг за окошком заревет Определишь ли, кто орет ? Мозг информацию получит И, обработав, даст ответ : « Ты лучше, друг, меня не мучай, Но в памяти такого нет ». Так информация любая, Что человек воспринимает Своими органами чувств, К нам в мозг сначала поступает. У этих органов одна задача - Лишь обеспечить передачу. У мозга есть своя забота - Что получил, то обработал. У памяти свое значенье - Она нужна нам для храненья,
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПАМЯТИ
ВОПРОСЫ ОТ ПРОФЕССОРА Заставь - ка мозг свой поработать, Мои вопросы обработать. 1. Где перечислены информационные процессы ? а ) Передача, обработка, забывание б ) Передача, обработка, хранение в ) Обработка, переработка. хранение 2. Органы чувств человека … а ) обрабатывают информацию б ) хранят информацию в ) передают информацию 3. Память человека … а ) обрабатывают информацию б ) хранят информацию в ) передают информацию 4. Мозг человека … а ) обрабатывают информацию б ) хранят информацию в ) передают информацию
ПИСЬМО - РИСУНОК Определите, что хотел сказать древний охотник в своем письме - рисунке
ЖИВОТНЫЕ И ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ Способ передачи и приема информации – запах : Заяц Бык Муравьи Оса Медведь Способ передачи и приема информации – танец : Жираф Пчелы Муха Лошадь Дятел Способ передачи и приема информации – звуковые волны : Рыба Енот Летучие мыши Кенгуру Ящерица Способ передачи и приема информации – тепловые лучи : Кукушка Змея Гепард Слон щука
ГОЛОВОЛОМКА - КРОССВОРД По вертикали : 1. С помощью чего человек воспринимает осязательную информацию ? 2. Информационный процесс, который происходит, когда мы записываем адрес в телефонную книжку. 3. Орган человека, который обрабатывает информацию. 5. Какой информационный процесс присутствует, когда мы посылаем письмо ? По горизонтали : 4. Информационный процесс, который происходит, когда мы думаем. 6. То что мы слышим по радио, читаем в газетах, видим на улице и т. д. 7. С помощью этого органа человек воспринимает зрительную информацию.
РАЗМИНКА Вопросы для разминки : 1. Ехал автобус с пассажирами. Пошел дождь. Какой был номер у автобуса ? 2. Сколько граней у шестигранного карандаша ? 3. Стоят два барана. Один смотрит на юг, а другой - на север. Видят ли они друг друга ? 4. Время суток, когда встает солнце ? 5. Как зовут героя русских сказок, который, как правило, превращается в царевича ?
АЗБУКА МОРЗЕ А Л Ц Б М Ч в Н ш г о Щ Д Пьер Ы ж с ь 3 Т Э и У ю Й Ф я К х
РАСШИФРУЙТЕ СЛОВО : Зашифруйте слово : ИНФОРМАЦИЯ
ПОСЛОВИЦЫ. Выберите пословицу, которая содержит указанную информацию : 1. Если договорился о чем - то, то надо честно выполнять свои обязательства, потому что честность дороже денег. а ) Некрасив собой, зато честен душой. б ) Не в деньгах счастье. в ) Уговор дороже денег. Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят. а ) Дареному коню в зубы не смотрят. б ) От того, кто не мил, и подарок постыл. в ) Не дорог подарок, дорога любовь. Смелые и решительные люди побеждают в любом деле. а ) Счастье видишь - смелее идешь б ) Уверенность приносит победу,. в ) Смелость города берет.
Эстафета. Каждая команда получает набор карточек, на которых даны примеры с различными видами информационных процессов. Дети должны разложить их на три части, например : в первую - хранение, во вторую - передача, в третью - обработка. ВЕСЕЛАЯ МИНУТКА Примеры карточек : игра по нотам ; разговор по телефону ; запись в записной книжке ; перевод с английского языка на русский ; запись песни на магнитофонную кассету ; рассказ интересной истории.
ЗАДАЧА НА ЛОГИКУ КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СЛЕДУЮЩАЯ ФИГУРА В РЯДУ, ЕСЛИ ЛЕВАЯ ЧАСТЬ КАЖДОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ СООТВЕТСТВУЕТ ЦИФРАМ 1, 2, 3, 4, 5, А ПРАВАЯ ЧАСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЗЕРКАЛЬНЫМ ОТОБРАЖЕНИЕМ ЛЕВОЙ ?
ОТВЕТ