1 ОБЪЕДИНЕННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГОЧС ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ТЕМА 1 «Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО.
2 1. Знать: роль, место и задачи гражданской обороны в современных условиях; требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий гражданской обороны, принципы организации и ведения гражданской обороны; задачи и организационную структуру гражданской обороны, степени готовности гражданской обороны. 2. Ознакомить обучающихся с основами государственной политики в области гражданской обороны. У Ч Е Б Н Ы Е Ц Е Л И:
3 1 учебный вопрос: Понятие гражданской обороны, ее роль и место в общей системе национальной безопасности. 2 учебный вопрос: Основы государственной политики в области гражданской обороны. Нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны 3 учебный вопрос: Принципы организации и ведения гражданской обороны. Задачи и организационная структура гражданской обороны. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ :
4 1.Федеральный закон О гражданской обороне от г. 28. с изм. от г г. ФЗ Федеральный закон О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от г. 68. с изм. от г 3.Федеральный закон "Об обороне" от г. 61. с изм. от г г. ФЗ Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ» от г Постановление Правительства РФ " Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" от года 841. с изм. от г. 6.Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» 1149 от г. с изм. от г. 7.Постановление Правительства РФ «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников) уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны РФ» 784 от г. с изм. от г. 8.Указ Президента РФ «Вопросы гражданской обороны РФ» 784 от г. с изм. от г. 9.Постановление Администрации г.Тюмени «Об организации мероприятий по гражданской обороне на территории города Тюмени» 10-ПК от г. 10.Постановление Администрации области от г. 220-ПК «Об организации обучения населения и нештатных аварийно-спасательных формирований Тюменской области к действиям по обеспечению защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий». ред. от г 284-П 11. Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС. Второе издание, дополненное. Москва, 2006 год. 12.Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010г. Утверждены Президентом РФ г. Л И Т Е Р А Т У Р А
5 За последние 5,5 тысяч лет – войн Потери в войнах – 3 млрд. 540 млн. человек За последние 35 веков – только 300 лет без войн На войны ХХ века затрачено более 4 трл. долларов США (на эти деньги можно кормить население Земли в течении 50 лет.)
6 «ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЕЕ РОЛЬ И МЕСТО В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
7 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Гражданская оборона система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материаль- ных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
8 Международным гуманитарным правом (Женевская конвенция защиты жертв войны 1949г.) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных или стихийных бедствий, создание условий для его выживания. Международная организация гражданской обороны (МОГО) действует с 1972 года. В ее состав входят более 50 стран-участниц и 20 – в качестве наблюдателей. МЧС России вошло в нее в 1993 году. В 1996 году был создан Корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования России, силы которого принимали участие в операциях ООН по обеспечению выживания в Руанде, Заире, Афганистане, Танзании. Министерство плодотворно сотрудничает с Норвежским Красным Крестом, Швейцарским корпусом помощи при катастрофах, с Австрией, Германией, Финляндией.
Постоянно действующие группы ГО стран НАТО 9 Комитет ГО НАТО Оповещения населения Строительство убежищ и укрытий Эвакуации по делам беженцев 1) Основные способы защиты: - убежища и укрытия (США, Германия, Франция, Италия, Бельгия); - эвакуация и рассредоточение (Германия 60%, Великобритания – нет, США - из 400районов «большого риска» -150 млн.чел.); - оповещение (сирены) (Германия-70тыс. Великобритания-18тыс.). 2) Органы управления ГО: - в основном министерства внутренних дел; - США – Федеральное управление по действиям в чрезвычайных условиях, подчинено президенту; - Канада – Федеральному правительству; - Португалия – Министру обороны; - Норвегия и Испания – министерствам юстиций.
10 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МПВО – ГО – РСЧС, ГО МПВОМПВОГОГО РСЧС, ГО 1932 г г г. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
11 ТРЕТИЙ ЭТАП ВТОРОЙ ЭТАП ПЕРВЫЙ ЭТАП 1918 г.–зарождение ГО-в воззвании Комитета революционной обороны «К населе ниюПетрограда» были впервые определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения противника. 4 октября 1932 г. Постановление СНК «О противовоздушной обороне СССР» МПВО организовывала и проводила комплекс мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника гг. подразделения МПВОоказы- вали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары, восстанавливали коммуникации, обезвреживали боеприпасы, строили укрепления и бомбоубежища.
12 ШЕСТОЙ ЭТАП ПЯТЫЙ ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП гг.- совершенствование МПВО, поиск эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения ОМП и развитие способов и средств защиты от обычного вооружения гг. – преобразование МПВО в гражданскую оборону, строящуюся по территориально-производственному признаку, вводится должность начальника ГО страны. Совершенствуются мероприятия защиты населения в военное время гг.–дальнейшее развитие ГО. Введена должность Начальника ГО – замес- тителя МО. Идет накопление фонда ЗС. Решается проблема обеспечения устойчи- вого функционирования экономики страны в военное, а также в мирное время.
г. Постановлением Правительства РФ создается: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В июле 1997г. Произошла реорганизация штабов по делам ГО и ЧС, являющихся подразделениями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в органы специально уполномоченные решать вопросы ГО. В июне 1999г. Правительство РФ утвердило Положение о создании в органах структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области ГО. В январе 1992 г. Гражданская оборона выводится из структуры МО и объединяется с ГКЧС. Органы управления и войска нацеливаются на решение задач по защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера г Государственный комитет по ЧС был преобразован в Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
14 «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ». ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Основными целями развития ГО являются: Повышение роли и значения ГО в обеспечении национальной безопасности страны; Создание системы безопасности страны от угроз и опасностей; Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения; Гуманизация общественных отношений на основе социальной направленности проводимых мероприятий; Содействие социально-экономическому развитию страны. Для реализации целей развития гражданской обороны разработаны и одобрены военным советом войск ГО «Основные направления развития гражданской обороны в Российской Федерации на период до 2015 года», предопределяющие формирование гражданской обороны ХХI века. 15
16 Основные мероприятия по защите населения: -внедрение современных технологий и способов защиты, реализация качественно новых подходов к созданию системы безопасности жизнедеятельности населения, обеспечению активного участия граждан и общественных организаций в мероприятиях ГО; -поддержание в готовности защитных сооружений ГО, обеспечивающих укрытие работающего персонала на объектах, отнесенных к категориям по гражданской обороне; -приспособление заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства, подготовка приспособленных сооружений для укрытия населения; -подготовка к строительству в угрожаемый период недостающих защитных сооружений ГО с упрощенным внутренним оборудованием для работающего персонала и укрытий простейшего типа для населения; -планирование и подготовка эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; -заблаговременная (в мирное время) подготовка этих районов для размещения эвакуированного населения, его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей; -совершенствование радиационной, химической, медико-биологической защиты населения; -создание запасов и своевременное обновление СИЗ и приборов РХР и ДК, улучшение условий хранения и осуществление контроля за их техническим состоянием; организация обеспечения населения, проживающего вблизи ХОО, промышленными СИЗ за счет средств этих объектов; -организация накопления, храпения и использования для целей ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
17 НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998г. 28-ФЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001г. 3 – ФКЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994г 68-ФЗ. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» от 22 августа 1995г ФЗ. «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994г. 69-ФЗ. «О радиационной безопасности населения» от 3 января 1996г. 3- ФЗ. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» т 21июля 1997г 116-ФЗ
18 "Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804) Ст.2 Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
19 Ст.4 Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны: в федеральном органе исполнительной власти определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти, утверждаемым его руководителем по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; в муниципальном образовании утверждается руководителем органа местного самоуправления в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством; в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.
20 Ст.5 Ведение гражданской обороны осуществляется: в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций. "Положение об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях" (Приказ МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687)
21 «ПОВСЕДНЕВНАЯ» «ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГО «ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГО ПЕРВОЙ ГРУППЫ» ПЕРВОЙ ГРУППЫ» «ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГО «ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГО ВТОРОЙ ГРУППЫ» ВТОРОЙ ГРУППЫ» « О Б Щ А Я ГОТОВНОСТЬ ГО» « О Б Щ А Я ГОТОВНОСТЬ ГО» ПРИВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ГОТОВНОСТЬ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ПО СТЕПЕНЯМ, ЛИБО СРАЗУ В ВЫСШУЮ СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ МИНУЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТЕПЕНИ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
22 «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ». ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
23 ФЗ 28-ФЗ от г. «О гражданской обороне» (с изм. от г.) В данном документе определены: Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны 1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. 2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. 3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Статья 10. Права и обязанности граждан РФ в области ГО Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
24 Статья 11. Руководство гражданской обороной 1.Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области ГО. 2.Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. 3.Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. 4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
25 1. Обучение населения в области ГО 2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а так же при возникновении ЧС природного и техногенного характера 3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы 4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты 5. Проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки 6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера 7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий 8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий 9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению 10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий 11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий 12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время 13. Срочное захоронение трупов в военное время 14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для выживания населения в военное время 15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны
26 СТРУКТУРА ГО Органы управления Силы и средства ГО Система оповещения и связи Запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
27 Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти ГУ МЧС России по субъекту РФ Органы управления по ГО и ЧС федеральные органы исполнительной власти Структурные подразделения ФОИВ уполномоченные решать задачи в области ГО Коллегия МЧС Силовые министерства и ведомства РФ РЦ МЧС России Начальники региональных центров МЧС России Полномочный Представитель Президента РФ в ФО Руководители ОИВ субъектов РФ Отделы, секторы (работники, уполномоченные по ГОЧС) Отделы, секторы (работники, уполномоченные по ГОЧС) Спец. части и подразделения ПРЕЗИДЕНТ РФ - ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ Руководители органов местного самоуправления Организации, отнесенные к категориям по ГО МЧС России Руководители федеральных органов исполнительной власти Правительство РФ Председатель Правительства РФ Министр РФ по делам ГОЧС
28 Ст. 12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - МЧС России («Положение о МЧС России» - Указ Пр. РФ от г. 868) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ: - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий -органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ. ( Приказ МЧС России от г. 440) -СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны; СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (РАБОТНИКИ) ОРГАНИЗАЦИЙ, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ 782 от г. «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников) уполномоченных на решение задач в области ГО» с изм. от г.
29 Статья 14. Силы гражданской обороны 1.Силы гражданской обороны – спасательные воинские формирования, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования. 2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации. 3. Аварийно - спасательные службы и аварийно - спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
30 Создание Российской системы гражданской защиты ( РСГЗ). Гражданская защита- комплекс мероприятий по подготовке к защите и защите населения, окружающей среды, материальных и культурных ценностей от ЧС природного и техногеннного характера и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (далее – по защите населения и территорий от ЧС) Государственная политика России в области обеспечения национальной безопасности формируется и реализуется по принципу «безопасность через развитие».Следуя этому принципу, оставшийся период времени до 2020 г., после создания РСГЗ в гг., предлагается посвятить совершенствованию и развитию системы.
31 ОБЪЕДИНЕННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГОЧС ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ТЕМА 1, Занятие 1 «Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО.