Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская СОШ" Матвеевского района Оренбургской области 1 Тайна слова Что появилось раньше – курица или яйцо?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа Матвеевского района Оренбургской области, 1 Тайна слова Какое слово.
Advertisements

Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа" Матвеевского района Оренбургской области 1 Тайна слова Кем приходится.
Почему дни недели получили такие названия? Проект по русскому языку в 10 классе Каменский район МОУ СОШ с.Кобылкино Выполнила: Тинчурина Илвира.
Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская СОШ" Матвеевского района Оренбургской области 1 Тайна слова Почему алоэ называют столетником? Работа.
«Назови ласково». Цель: Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Исторические изменения в морфемной структуре слова Преподаватель- кандидат филологических наук доцент Крапотина Т.Г.
1.Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены интонацией и союзным словом. 2.Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены.
Разработан учениками 11 класса Старокутлумбетьевской СОШ Матвеевского района Руководитель – Салимова Г. Ф. Проект « Красота вокруг нас » Салимова Галия.
Назовите существительные единственного и множественного числа.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Проект « Чистота и порядок – дело наших рук » Отчет о проделанной работе Руководитель акции – Салимова Галия Фасиховна 2010 Детская республика « Радуга.
Работала над проектом : Александра Винникова 5 Б КЛАСС.
Аннотация Обучение решению квадратных уравненийЗадачи: Рассмотреть основные принципы решения Обучить приведению квадратного уравнения Научиться находить.
Тема урока: (Для учащихся 5 – ого класса) Материал подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» *
Графический способ решения систем уравнений Подготовила Белоусова Елена Николаевна учитель математики МОУ «СОШ7» г. Нальчика.
Уточнить и активизировать в речи обобщающее понятие «мебель». Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, правильно употреблять.
В1 ЕГЭ. Ещё раз о словообразовании. В1 Словообразование Обобщение.
ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ НАЗВАНИЯ ЧИСЕЛ 40 И 90 ? Работа выполнена учеником 4 класса «А» МОУ «Гимназия им.Ю.А. Гарнаева г. Балашова Саратовской области» Лисюткиным.
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей М.Горький.
ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ НАЗВАНИЯ ЧИСЕЛ 40 И 90 ?. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Выяснить, почему числа 40 (сорок) и 90 (девяносто) так называются?
Транксрипт:

Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская СОШ" Матвеевского района Оренбургской области 1 Тайна слова Что появилось раньше – курица или яйцо? (О происхождении слов зонт и зонтик) Работа учащихся 9 класса Сулейманова Радмира и Халиковой Альфии

Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская СОШ" Матвеевского района Оренбургской области 2 Цель исследования Установить последовательность возникновения в русском языке однокоренных слов зонт и зонтик. Установить последовательность возникновения в русском языке однокоренных слов зонт и зонтик.

Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская СОШ" Матвеевского района Оренбургской области 3 О парадоксе в названии работы Всем известен парадоксальный вопрос о курице и яйце. Действительно, что появилось раньше – курица или яйцо? Если курица – то откуда она сама взялась? Если яйцо – то кто его снес? Всем известен парадоксальный вопрос о курице и яйце. Действительно, что появилось раньше – курица или яйцо? Если курица – то откуда она сама взялась? Если яйцо – то кто его снес? Но не менее парадоксальным нам кажется вопрос о происхождении слов зонт и зонтик. Но не менее парадоксальным нам кажется вопрос о происхождении слов зонт и зонтик.

Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская СОШ" Матвеевского района Оренбургской области 4 В чем заключается парадокс Вы скажете, что парадокса никакого нет. Сначала появилось слово зонт, ведь оно имеет непроизводную основу. Потом к нему присоединился уменьшительно-ласкательный суффикс –ик, и образовалось слово зонтик. А вот в том-то и дело, что все было не так!

Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская СОШ" Матвеевского района Оренбургской области 5 Как было все на самом деле Не позже 18 века в русском языке появилось слово зонтик. Оно было заимствовано из немецкого языка через польский. В немецком языке есть слово «Sonndeck», что буквально означает «укрытие от солнца». Слово было заимствовано изустно, с голоса, поэтому превратилось в русском языке в зонтик. Не позже 18 века в русском языке появилось слово зонтик. Оно было заимствовано из немецкого языка через польский. В немецком языке есть слово «Sonndeck», что буквально означает «укрытие от солнца». Слово было заимствовано изустно, с голоса, поэтому превратилось в русском языке в зонтик.

Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская СОШ" Матвеевского района Оренбургской области 6 Как зонтик превратился в зонт В русском языке очень много слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом –ик, например: мяч – мячик, стол – столик. Похожее на них слово зонтик стало восприниматься как слово, входящее в их структурную «семью», т.е. как образование с суффиксом –ик. Это привело к возникновению непроизводного слова зонт: мячик – мяч, столик –стол, значит, «должно быть» и зонтик –зонт. В русском языке очень много слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом –ик, например: мяч – мячик, стол – столик. Похожее на них слово зонтик стало восприниматься как слово, входящее в их структурную «семью», т.е. как образование с суффиксом –ик. Это привело к возникновению непроизводного слова зонт: мячик – мяч, столик –стол, значит, «должно быть» и зонтик –зонт.

Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская СОШ" Матвеевского района Оренбургской области 7 Особенный способ словообразования Такой способ словообразования называется обратным словообразованием. С его помощью в русском языке, кроме существительного зонт, образованы слова фляга (от фляжка), дояр (от доярка), вдохновить (от вдохновение) и некоторые другие. Такой способ словообразования называется обратным словообразованием. С его помощью в русском языке, кроме существительного зонт, образованы слова фляга (от фляжка), дояр (от доярка), вдохновить (от вдохновение) и некоторые другие.

Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская СОШ" Матвеевского района Оренбургской области 8 Выводы Итак, сначала возникло слово зонтик, и только потом – зонт. Итак, сначала возникло слово зонтик, и только потом – зонт. Мы убедились в том, что не всегда самый простой ответ бывает самым верным, тем более в таком сложном и запутанном деле, как происхождение слов. История с образованием слова зонт показывает, как много тайн скрывают в себе самые обычные слова. Мы убедились в том, что не всегда самый простой ответ бывает самым верным, тем более в таком сложном и запутанном деле, как происхождение слов. История с образованием слова зонт показывает, как много тайн скрывают в себе самые обычные слова.

Салимова Галия Фасиховна, МОУ "Старокутлумбетьевская СОШ" Матвеевского района Оренбургской области 9 Литература Мир слов. Занимательные рассказы о русском языке. Сост. Ю.И.Смирнов. - С.-Пб., Мир слов. Занимательные рассказы о русском языке. Сост. Ю.И.Смирнов. - С.-Пб., Успенский Л.В. «Слово о словах». - М., Просвещение, Успенский Л.В. «Слово о словах». - М., Просвещение, Шанский Н.М. В мире слов. - М., Просвещение, Шанский Н.М. В мире слов. - М., Просвещение, 1985.