Софийский собор в Новгороде. С 1045 по 1050 год по повелению новгородского князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого, на высоком берегу Волхова, в центре древнего детинца возводится огромный каменный собор в честь Премудрости Божьей. Храм задумывался с явным намерением повторить строительное великолепие митрополичьего Киева. Новгородская София повторяла киевскую не только по именованию, но и по масштабам. Однако новый выстроенный храм оказался мало похожим на своего предшественника. Он прекрасен по- своему. Собор отличает соразмерность пропорций и практическая продуманность архитектурных решений. Подобно киевскому одноименному собору, новгородская София представляет собой огромный расчлененный столбами пятинефный храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. Проще решена и общая композиция здания. Сложное завершение ранних киевских соборов заменено более простым пятиглавием. Шестой купол над круглой, ведущей на хоры лестницей, вносил в композицию живописную асимметрию. В древности собор был покрыт свинцовыми листами, только в XV в. центральную главу обивают позлащенной медью. Большие выступы лопаток укрепляют стены здание по вертикали и разграничивают фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями. Стены новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Кладка стен, в отличие от киевских построек тех времен, в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих квадровой формы камней. Розоватый от примеси мелкотолченого кирпича известковый раствор подрезан по контурам камней и подчеркивает их неправильную форму. Кирпич применен в незначительном количестве, поэтому не создается впечатления "полосатой" кладки из регулярно чередующихся рядов плинфы, что было характерно для киевского зодчества XI века. Стены новгородской Софии, по всей видимости, первоначально не были оштукатурены. Такая открытая кладка придавала фасадам здания своеобразную суровую красоту. Новгородская София впечатляет даже современного человека своими огромными размерами и высотой, а для средневекового новгородца, жившего в курной избе, он воистину казался колоссом. Следует припомнить, что в первые века своего существования храм был выше, чем в наши дни: изначальный уровень пола сейчас находится на глубине 1,5 – 1,9 метра. На эту же глубину уходят и фасады здания.
Первая каменная постройка Новгорода Софийский собор (1045–1050 гг.), возведённый вслед за одноименным киевским храмом. Софийская тема, связанная с идеей благоустройства Русской земли на христианских началах, и здесь получила замечательное, по-новгородски своеобразное воплощение. Пятиглавый храм Новгорода выглядит проще, но не менее внушительно, чем тринадцати главах София в Киеве. Внутреннее пространство расчленено мощными крещатыми столбами на пять продольных нефов, из которых три нефа центральный и примыкающие к нему с севера и юга завершаются алтарными выступами апсидами. С трёх сторон севера, запада и юга к храму примыкают двухэтажные паперти галереи. У юго-западного угла располагается башня, заключающая в себе лестницу, которая выводит на полати (хоры), устроенные П-образно в виде второго яруса над крайними нефами. С хор открывается величественный вид на центральную часть храма. Массивность форм, их неторопливый торжественный ритм способствуют появлению у зрителя особого благоговейного чувства. Покоряет властная сила средневековой архитектуры, избыточная мощь форм, их уверенная, мастерская прорисовка. Эпической силой дышит внешний вид храма. Его каменная масса, увенчанная компактным пятиглавием, создаёт впечатление несокрушимой богатырской мощи. Былинной стариной веет от стройных барабанов и глав, стен, расчленённых массивными лопатками, узких окон и плавных полукружий в завершении стен. Есть в образе собора непреклонная духовная мощь, та твердость и сила, размах души и мужественное достоинство, которые были свойственны чувствам и действиям жителей этого города. Первоначально собор предназначался для княжеских захоронений. Здесь был похоронен основатель храма князь Владимир Ярославович. В дальнейшем собор стал местом захоронения новгородских владык, т. е. высших церковных чинов, возглавлявших новгородскую церковь. От первоначальной настенной живописи (середины XI века) сохранилось изображение равноапостольных Константина и Елены. Полностью храм был расписан лишь в годах. От этой живописи остались изображения пророков в простенках окон центрального барабана.
Новгородская София Аксонометрия Интересно решены покрытия сводов закомары (полукруглые завершения) чередуются со «щипцами» (треугольными завершениями). Софийский собор в Новгороде воспринимается очень цельно, даже монолитно. Это образ твердыни, характерный для северной архитектуры. Для постройки по новгородской традиции использовались местный известняк, валуны, плинфа. Так, по словам реставратора Г. М. Штендера, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово- серых, зелёных и жёлтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству». Простые орнаментальные узоры из кирпича имели место в наиболее композиционно важных местах: апсидах, барабанах, частично в лопатках. Кирпичные арки, как и в Киеве, чередовались рядами кирпича «на ребро» в плоскости стены с рядами, утопленными в кладку.
Икона Софии Премудрой
Вседержитель. Фреска на барабане.
Петр и Павел.
Константин
Константин и Елена. Фреска на Мартирьевской паперти в Софийском соборе в Новгороде Великом изображают святых равноапостольных императора Константина и мать его Елену. Они держат Крест, на котором был распят Иисус Христос (иллюстрируется обретение и воздвижение Креста Господня).