МБОУ г. Иркутска СОШ 42 Трудности адаптации учащихся начальной школы
«Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным»
Одни ученики гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.
Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Младший школьный возраст – это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. На этапе перехода от игры к учебе формируются основные психические новообразования младшего школьника, меняется его эмоциональная сфера.
Возникает противоречие между желаниями ребенка («хочу») и необходимостью выполнять какие – либо действия, иногда идущие в разрез его желаниям («надо»).
В зависимости от критичности учителей и родителей, успехов в учебе у школьника формируется либо уверенность в себе, компетентность, либо неверие в свои силы, чувство неполноценности, потеря интереса к учению.
Признаки успешной адаптации: - удовлетворенность ребенка процессом обучения; - ребенок легко справляется с программой;
-степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; - удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации: - усталый, утомлённый внешний вид ребёнка - не желание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне - стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
- нежелания выполнять домашние задания - негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников - жалобы на те или иные события, связанные со школой - беспокойный сон
Чем можно помочь? Первое условие школьного успеха безусловное принятие ребенка несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Слова поддержки - Зная тебя, я уверен, что ты все сделал хорошо. - Ты делаешь это очень хорошо. - У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? - Это серьезный вызов. Но я уверен что ты готов к нему.
Слова разочарования - Зная тебя и твои способности, я думаю ты смог бы сделать это гораздо лучше. - Эта идея никогда не сможет быть реализована. - Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Поддерживать можно посредством: - отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово) - высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.). - прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.) - совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.) - выражение лица (улыбка, кивок)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ