Методика расчета базовой инфляции Ольга Калабуха Директор департамента статистики цен Государственной службы статистики Украины
С целью изучения развития инфляционных процессов и необходимости анализа альтернативных ценовых индикаторов, которые лучше бы характеризовали влияние монетарной политики на ценовую ситуацию, Госстатом Украины совместно с Национальным банком Украины и Министерством экономического развития и торговли Украины была разработана Методика расчета базовой инфляции. Показатели базовой инфляции Госстатом Украины рассчитываются с 2008 года. До 2008 года экспериментальные расчеты базовой инфляции осуществлял Национальный банк Украины, используя при этом различные методы.
Методы расчета базовой инфляции Метод исключения переменного перечня товаров (услуг)- представителей Метод исключения постоянного перечня товаров (услуг)- представителей Метод текущего среднего Метод усеченного среднего Метод медианной инфляции Структурный векторно-авторегрессионный метод Из перечисленных методов расчета был выбран метод исключения постоянного перечня товаров (услуг)-представителей. Этот метод является одним из традиционных в европейской практике. Преимуществом этого метода является возможность обеспечения сопоставления временных рядов индексов, а также доступность для понимания общественностью.
Построение базовой инфляции Базовая инфляция показывает стойкую динамику цен с минимизацией краткосрочных неравномерных изменений цен, вызванных шоками предложений и административным регулированием и соответственно наиболее полно отображает эффекты от изменения реальных монетарных условий. Показатель базовой инфляции является субиндексом индекса потребительских цен, поскольку его составление основано на существующих методологических принципах расчета ИПЦ. Основные этапы построения базовой инфляции: Формирование перечня товаров (услуг)-представителей Формирование весовой структуры Расчет базовой инфляции
Формирование перечня товаров (услуг)-представителей Базовая инфляция рассчитывается на основе фиксированного перечня товаров (услуг)-представителей, который формируется на основе потребительского набора товаров (услуг)-представителей путем исключения из него тех товаров (услуг), динамика цен на которые в значительной мере определяется влиянием немонетарных факторов и отличается наибольшей волотильностью. Из потребительского набора исключаются товары и услуги, цены (тарифы) на которые: подвержены значительным сезонным колебаниям; контролируются (устанавливаются) правительством или местными органами исполнительной власти; зависят от мировых цен, природных условий или цен естественных монополий; являются сырьевыми или с низкой степенью промышленной обработки.
Продолжение Формирование перечня товаров (услуг)-представителей Из потребительского набора исключаются: свежие овощи и фрукты, поскольку динамика цен на эти товары имеет ярко выраженный сезонный характер и в течение года существенно влияет на величину индекса потребительских цен; услуги жилищно-коммунального хозяйства, дошкольных учреждений, отдельные сорта хлебобулочных изделий и т.д., поскольку административное влияние на их ценообразования может осуществляться непосредственно или косвенно (путем фиксированных торговых надбавок, акцизов и т.п.); топливо и его производные, поскольку неравномерные и во многих случаях значительные изменения цен на энергоресурсы связанны с конъюнктурой рынка и их зависимостью от мировых цен; отдельные виды услуг (железнодорожный транспорт, связь ), которые относятся к сфере монополии и тенденции изменения тарифов на них не связаны с инструментами денежно-кредитной политики; крупы, мясные и молочные продукты, которые являются сырьевыми товарами или товарами с низкой степенью промышленной обработки.
Обновление перечня товаров (услуг)-представителей Актуализация перечня осуществляется один раз в 5 лет Однако, если происходят изменения на потребительском рынке, такие как установление или снятие административных ограничений другие причины и при этом удельный вес таких товаров (услуг) составляет более 5% от общих потребительских денежных затрат обновление может происходить чаще.
Формирование весовой структуры Весовые коэффициенты для построения базовой инфляции определяются на основе структуры потребительских денежных расходов всех домохозяйств, используемой для формирования весовых коэффициентов для расчета ИПЦ, за исключением доли расходов товаров (услуг), которые не участвуют в расчете базовой инфляции. Расчеты весовых коэффициентов осуществляются путем нормализации по формуле: где: - нормализованный весовой коэффициент товара (услуги)-представителя (j) в расчетах базовой инфляции; - весовой коэффициент товара (услуги)-представителя (j) в расчетах ИПЦ; - сумма весовых коэффициентов товаров (услуг)-представителей, которые входят в перечень товаров (услуг)-представителей для расчета базовой инфляции. Таким образом, каждому товару (услуге)-представителю, присваивается дополнительный вес путем пропорционального увеличения. Замена весовой структуры проводится ежегодно. Базисный период индекса – декабрь предыдущего года.
Весовые коэффициенты для построения ИПЦ и БИПЦ КИПЦ ИПЦ БИПЦ Продукты питания и безалкогольные напитки 0,507840, Алкогольные напитки, табачные изделия 0, Одежда и обувь 0,072760, Жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива 0,114480, Предметы домашнего назначения, бытовая техника и текущее содержание жилья 0,026140, Охрана здоровья 0,038060, Транспорт 0,048700, Связь 0,032850, Отдых и культура 0,022820, Образование 0,015710, Рестораны и гостиницы 0,028730, Разные товары и услуги 0,029360, Удельный вес товаров (услуг) для расчета базовой инфляции составляет приблизительно 50% от общих расходов потребительских денежных затрат, которые используются для формирования весовых коэффициентов для расчета ИПЦ.
Расчет базовой инфляции осуществляется по модифицированной формуле Ласпейреса: где: - индекс цен отчетного месяца к предыдущему; - нормализованный удельный вес расходов на товар (услугу)-представитель (j) в базисном периоде (о); - долгосрочный индекс цен товара (услуги)-представителя (j) отчетного периода (t) к базисному (о); - долгосрочный индекс цен товара (услуги)-представителя (j) предыдущего периода (t) к базисному (о). Расчеты базовой инфляции проводятся с помощью программного обеспечения Microsoft Excel.
Показатели ИПЦ и БИПЦ в Украине (декабрь к декабрю предыдущего года; процентов) Прирост/снижение (-) ИПЦБИПЦ ,321, ,314, ,17, ,66, ,20, ,50,1
Показатели ИПЦ и БИПЦ в Украине в годах (к декабрю 2007 года; процентов)
Спасибо за внимание!