Вопреки расхожему мнению, мы не должны – да и не в состоянии – избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни. Г.Селье.
Стресс и профессиональная деятельность педагога Стрессы физиологические (приём пищи, реакция на холод и т.д.) Стрессы, разрушающие психику человека и приводящие к депрессии Стрессы, отвечающие за развитие личности, характера.
Стрессоустойчивость и условия труда
Стрессогенные факторы, зависящие от условий труда Перегрузки работой в целом Различные финансовые затруднения Загруженность работой и отсутствие свободного времени Быстрое переключение на работу по-новому Отсутствие стимулов для качественной работы Перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей
Личностные качества работников и стресс
Стрессогенные факторы, зависящие от личных качеств работника Боязнь администрации Чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты труда Ошибки в общении с коллегами и администрацией Возбудимость как доминирующая черта характера Изолированная позиция в коллективе Нехватка времени вследствие плохой самоорганизации Нехватка знаний по технологии профессиональной деятельности
Управленческие причины стресса
Стрессогенные факторы, обусловленные управленческими причинами Конфликты с администрацией по причинам её низкой управленческой культуры Неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников Унижение перед коллективом Недоверие руководителя к возможностям и способностям работника Оскорбления со стороны администрации отдельных работников Проблемы, связанные с аттестацией профессионализма работников Слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника
Межличностное общение и специфические стресс- факторы в работе педагогов
Стрессогенные факторы, обусловленные межличностным общением с коллегами Оскорбления со стороны коллег Негативные проявления в оценке деятельности и личностных качеств со стороны партнёров по работе Позиция «отвергаемых» в коллективе Группировки в коллективе Психофизиологическая несовместимость, безотчётность, неприязнь
Специфические стресс – факторы, характеризующие педагогическую деятельность Конфликтные ситуации педагога с учащимися Подготовка к показательным эстафетам Неудачи в работе Плохое поведение учащихся на уроке Конфликтные ситуации педагога с родителями Безответственное отношение учащихся к учёбе Плохая подготовка домашнего задания
Высыпайтесь! Помните белых полос всегда больше! Ослабьте ваши стандарты! Ищите друзей оптимистов! Считайте ваши удачи! Создайте из хаоса порядок!
«Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете»