Проектная деятельность учащихся на уроках истории, обществознания, экономики.
Виды проектов: Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета.Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам.Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов.Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов.
Последовательность работы над проектом Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 1Подготовка Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы Обсуждают предмет проекта с учителем и получают необходимую информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.
Последовательность работы над проектом Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 2Планирование Определение источников информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов; установление процедур оценки; распределение заданий между членами команды. Формируют задачи, вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся.
Последовательность работы над проектом Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 3Исследование Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
Последовательность работы над проектом Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 4 Формулирование результатов и выводов Анализ информации. Формулирова- ние выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся.
Последовательность работы над проектом Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 5 Защита проекта Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, письменный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
Последовательность работы над проектом Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 6 Оценка результатов и процесса проектной деятельности Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.
Методы мотивации Эмоциональные Познавательные Волевые Социальные
Способы мотивации Название Что этот способ дает/ результат/ особенности Что надо учесть при применении Создание проблемной ситуации Творческое владение знаниями, умениями, навыками; Творческое владение знаниями, умениями, навыками; Развитие мыслительных способностей Развитие мыслительных способностей Усвоение способов самостоятельной деятельности. Усвоение способов самостоятельной деятельности. Часто для решения проблемы требуется групповая работа. Бывает сложно управлять процессом.
Способы мотивации Название Что этот способ дает/ результат/ особенности Что надо учесть при применении Необычная форма обучения (нестандартная форма урока, метод, прием обучения) Вовлечение всех в учебную деятельность (принцип активности в процессе обучения); Вовлечение всех в учебную деятельность (принцип активности в процессе обучения); Стимулирование к учебной деятельности Стимулирование к учебной деятельности Требует четко поставленной цели; Требует четко поставленной цели; Необходимо учитывать потребности возраста в новизне, в самооценке, в рефлексии. Необходимо учитывать потребности возраста в новизне, в самооценке, в рефлексии.
Способы мотивации Название Что этот способ дает/ результат/ особенности Что надо учесть при применении Культура общения (вербальные и невербальные способы общения) Удержание внимания учащихся; Удержание внимания учащихся; Пробуждение разного вида эмоций; Пробуждение разного вида эмоций; Освоение учениками диалектики общения. Освоение учениками диалектики общения. Требует умения чувствовать и понимать учеников.
Способы мотивации Название Что этот способ дает/ результат/ особенности Что надо учесть при применении Отказ от отметок (оценивание в баллах) Пробуждение ученика к самооценке своей деятельности; Расширение границ оценивания (шкала: 0-19% - самый низкий уровень; 20-39% - ниже среднего; 40-59% - средний уровень; % - высокий уровень; % - самый высокий уровень) Требует определения четких критериев оценивания результатов. Для достижения действительно хороших результатов этот способ требует системы в использовании.
Способы мотивации Название Что этот способ дает/ результат/ особенности Что надо учесть при применении Привлечение учеников к оценочной деятельности Формирование учебных действий самооценки. Снижает стресс и напряжение при оценивании результатов. Требует выработки «критериев оценивания» результатов. Критерии оценки могут быть разными при самооценке, взаимооценке и при оценивании работы в группе. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный результат.
Способы мотивации Название Что этот способ дает/ результат/ особенности Что надо учесть при применении Анализ жизненных ситуаций, использование личного опыта ученика Усвоение знаний, умений, навыков по предмету через личный опыт; Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса; Включение в обучение эмоционального фона; Видение собственных знаний в «знакомом объекте» При усвоении материала ученики опираются на индивидуальный опыт личности, когда знаний не хватает. Поэтому анализ жизненных ситуаций часто бывает ненаучным, искаженным.
Способы мотивации Название Что этот способ дает/ результат/ особенности Что надо учесть при применении Чувство юмора Часто разрешает трудные щекотливые ситуации (выручает, когда другие способы педагогического воздействия не помогают). Смеемся вместе, а не над кем-то.