ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ ХМГМА УГЛЕВА Т.Н., ТРЕГУБ Н.В. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ ХМГМА Учебно-методическая конференция 6 февраля 2014 Ханты-Мансийск
Определение Компетенция Компетенция (во всех ФГОС СПО и ВПО) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Компетенция Компетенция «способность делать что-либо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции» [ Зимняя, И. А. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 ] Формирование базовых компетенций позволяет выпускникам приобретать знания, максимально приближенные к практическому здравоохранению, внедрять в учебный процесс систему активных методов обучения.
Определение Технология обучения Технология обучения это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей [С тупина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно- методическое пособие Саратов : Издательский центр «Наука», с. 9]. Метод обучения Метод обучения это способ достижения какой- либо цели, решения конкретной задачи [там же - с. 13].
Методы обучения В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и студентов, которые для наглядности представим схемами. 1. Пассивные методы 2. Активные методы 3. Интерактивные методы Каждый из них имеет свои особенности.
Пассивный метод обучения – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен.
Пассивный метод обучения
Активный метод обучения – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Активный метод обучения
Интерактивный метод обучения - (от англ. interaction взаимодействие, воздействие друг на друга) методы обучения, основанные на взаимодействии между собой всех обучающихся, включая педагога. Соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса.
Интерактивный метод обучения
активных и интерактивных методов Суть активных и интерактивных методов обучения направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками, максимально приближенные к практическому здравоохранению
Способы и методы обучения в преподавании дисциплины «Педиатрия», которые можно представить как активные и интерактивные: Лекция-визуализация с обратной связью. Актуализация полученных на лекции знаний путем выяснения реакции участников на обсуждаемые темы. Презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, постеров, компьютеров с последующим обсуждением материалов с целью организации процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме. Разбор клинических случаев и ситуационных задач (кейс-метод, «case studies»). Подготовка и защита истории болезни. Клинические обходы с преподавателем. Деловая и ролевая игра (элементы). Посещение врачебных конференций. Участие в научно-практических конференциях. Подготовка и защита рефератов и презентаций.
Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ) - метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, case-study), дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни
Ситуация – это соответствующие реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и надежд персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Case-study кафедры педиатрии ХМГМА Ксерокопии историй болезни конкретных больных, к которым разрабатываются задания или вопросы; Ситуационные задачи с заданиями по каждой теме и учебная игра на эту тему; Ситуационные задачи по оказанию неотложной помощи детям; Набор слайдов, демонстрирующих различную патологию у детей; Копии клинических анализов.
Литература Алексеев Н.А. Современные педагогические технологии в медицинском образовании: Метод. рекомендации для преподавателей.- Ханты-Мансийск: Изд-во ИИЦ ХМГМА – 82С. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе. Учебное пособие. Волгоград 2011 Дещёкина М.Ф., Дианкина М.С., Ильенко Л.И., Леничеко В.П. Деловая клиническая игра в медицинском институте// Педиатрия имени Сперанского С Кирикова И В. Современные методы обучения в вузе. Московский гуманитарный педагогический институт, Москва – 86 с. Закон об образовании в Российской Федерации. Принят Государственной думой 21 декабря 2012 г. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности Лечебное дело. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 ноября 2010 г