Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде
Черты организации хордовых животных Хорда Симметрия тела Наличие слоев клеток Кровеносная система Нервная система Расположение сердца Внутренний скелет Двусторонняя Трехслойные Замкнутая Развит головной мозг На брюшной стороне тела
Тип Хордовые животные (Chordata) Подтип Бесчерепные Подтип Черепные (Позвоночные) Класс Ланцетники Надкласс Рыбы (Pisces) Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia) Класс Пресмыкаю щиеся, или Рептилии (Reptilia) Класс Птицы (Aves) Класс Млекопитаю щие, или Звери (Mammalia)
Ихтиология - наука о рыбах, класс или отдел зоологии, содержащий описание рыб
Карликовая пандака
Китовая акула Гигантская акула
Абиссобротула
Шиндлерия
Нитехвостый угорь
Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета, Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись - Это главное таинство, главное чудо планеты, Это главный исток, из которого вылилась жизнь.
Факторы водной среды Большая плотность Способность растворять различные вещества Небольшое содержание кислорода Текучесть Высокое давление на больших глубинах Сильное поглощение солнечных лучей
Признаки ХарактеристикаЗначение Форма тела Отделы тела Окраска тела 1 группа: 1. Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке, определите ее форму тела и объясните, каково ее значение в жизни рыб? 2. Найдите голову, туловище, хвост рыбы. 3. Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюшной сторонах. Какое значение она играет в жизни рыб. 4. Прочитайте текст учебника на стр Заполните таблицу
Признаки ХарактеристикаЗначение Форма тела Покровы Окраска тела II группа: Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке. Чем покрыто тело рыбы? Чем снаружи покрыта кожа у рыб? Как на теле располагаются чешуи? Все ли они одинаковые? Подумайте, какое значение имеет данное расположение чешуй? Прочитайте текст учебника на стр. 99. Заполните таблицу:
Название плавников Парные или непарные Значение Грудные Парные Поддержание равновесия, повороты Брюшные Парные Поддерживают равновесие, повороты Спинной Непарный Препятствуют вращению рыбы вокруг своей оси Анальный (подхвостовой)Непарный Препятствуют вращению рыбы Хвостовой НепарныйПоступательное движение, функция руля III группа Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке. Найдите на теле рыбы парные плавники (грудные и брюшные), непарные – спинной, подхвостовой (анальный) и хвостовой. Понаблюдайте, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении? Последите, какие плавники движутся, когда рыба «стоит» на месте? Когда всплывает? Когда погружается? Прочитайте текст учебника на стр. 100 (первый абзац) Заполните таблицу:
Признаки ХарактеристикаЗначение Орган зрения Глаза Хорошо видит на близком расстоянии Орган слуха Внутренне ухо Восприятие звуковых волн Орган обоняния ноздри Восприятие запахов Боковая линия Каналы под чешуями Чувствует направление и скорость течения воды Жаберные крышки Костные пластинки Защита жабр IV группа Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке. На голове рыбы найдите два отверстия – ноздри. Рассмотрите глаза (без век), расположенные по бокам головы. На боках тела расположена боковая линия – важный орган чувств, помогающий рыбе ориентироваться в воде. Сзади головы найдите жаберные крышки, которые прикрывают орган дыхания – жабры. Понаблюдайте за движениями жаберных крышек и установите связь между движением рта и жаберных крышек. Прочитайте текст учебника на стр. 101 (органы чувств – 4 абзац) Заполните таблицу
Не лягушка, и не еж, На змею скорей похож.
Полосатые бока, и клюет на червяка
Чешуйчатый, голый, зеркальный Для разведения в прудах - идеальный. Плещется в чистой воде. Рыбка знакома тебе?
Строение чешуи
Задание 1 (вставьте пропущенные слова в текст) Рыбы – это животные. Органом дыхания служат.Имеются парные конечности, представленные и плавниками. Тело покрыто Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают. хордовые жабры грудными брюшными чешуей. боковой линией
Задание 2 (тестовое задание) 1. Большое разнообразие форм тела рыб зависит от: Развития органов чувств Способов питания Многообразия условий жизни Их активного передвижения 2. Рыбы передвигаются благодаря: Движению жаберных крышек Движению челюстей Работе плавников Изгибам тела
3. Рыбы – систематическая группа животных, которая называется: Надкласс Класс Вид Тип 4. У рыб, в отличие от наземных животных, есть особый орган чувств: Боковой линии Обоняния Слуха Зрения
5. Парные плавники у рыбы: Грудной Спинной Хвостовой Брюшной 6. Рыбы относятся к типу: Членистоногие Позвоночные Хордовые Бесчерепные
Проверьте себя: 1. Многообразие условий жизни 2. Работа плавников, изгибы тела 3. Надкласс 4. Боковая линия 5. Грудной и брюшной плавники