Тема урока: Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
Цель урока: Задачи: Сформировать понятие приспособленности организмов к условиям внешней среды - образовательная: раскрыть механизм возникновения приспособленностей, выявить их значение и их относительный характер; - развивающая: продолжить формировать умения и навыки самостоятельно делать выводы, анализировать, давать оценку; - воспитательная: показать целесообразность и гармоничность возникающих приспособлений.
Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.
Основные понятия и термины: эволюция, борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость, приспособленность, относительность приспособленности.
1. Повторение изученного материала: а) Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции. б) Что такое наследственная изменчивость? в) Какие формы естественного отбора вам известны? г) Какая форма естественного отбора обеспечивает появление новых признаков внутри вида в изменяющихся условиях окружающей среды?
Вспомните: Результатом естественного отбора является: Что является направляющей силой эволюции? Что такое эволюция? появление приспособленных форм организмов.
Тема урока: Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
Цель нашего урока выяснить : Каков механизм появления приспособленностей организмов к окружающей среде? В чем заключается сущность приспособленностей? Являются ли приспособленности абсолютными?
мутации Борьба за существование Естественный отбор Приспособленность организмов, многообразие видов Что является поставщиком материала для естественного отбора? Как называется процесс конкурентных взаимоотношений организмов друг с другом? Какой процесс эволюции является следствием борьбы за существование? Что является результатом естественного отбора? Какие эволюционные процессы принимают участие в формировании приспособленности?
Приспособленность организмов или адаптации – совокупность особенностей строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают данному виду выживание в определенных условиях окружающей среды.
Значение приспособленностей: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства. 15
По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Как объяснял появление приспособленностей Линней? Попробуем объяснить образование приспособленностей с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. Пример: жирафов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все жирафы с момента возникновения обладают длинной шеей.
Как объяснял появление приспособленностей Ламарк? По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Упражнение органов. Пример: жирафы при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою шею, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возникла длинная шея у жирафа.
Как объясняет появление приспособленностей Дарвин? По Дарвину: Изменчивость создает генетическую неоднородность внутри вида. Эволюция – направленный процесс. Естественный отбор определяет выживание наиболее приспособленных организмов. Какое объяснение более реально? Пример: среди множества жирафов были животные с шеями разной длины. Те из них, у кого шея была немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возникла длинная шея у жирафа.
Механизм возникновения приспособлений: 25
Физкультминутка !
Многообразие приспособленностей: Морфологические Маскировка Покровительственная окраска Предостерегающая окраска Защитные приспособления Мимикрия Физиологические адаптации Поведенческие адаптации Биохимические адаптации
1. Морфологические адаптации. Обтекаемая форма тела. Акула Дельфины Ламантин Киты
Морфологические адаптации. Густой шерстный покров у северных млекопитающих. Песец Бизон Белый медведь
Морфологические адаптации. Плоское тело у придонных рыб. Скат Изменения внешнего строения в соответствии с условиями среды.
2. Маскировка : Форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами. Морской конёк Палочник Полярная куропатка Гусеница бабочки
3. Покровительственная окраска: У животных которые являются доступными для врагов. Заяц Квакша Бабочка Камбала
4. Предостерегающая окраска: Характерна для ядовитых форм. Пчела Божья коровка Шмель Саламандра
5. Защитные приспособления: Дикообраз Черепаха Ёж Обеспечивают защиту от хищников.
6. Мимикрия : Сходство незащищенных организмов с защищенными Кобровый аспид (ядовит) Кораловый уж Оса Муха - журчалка
7. Физиологические адаптации: Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания. Змея (термолокация) Кактусы (накопление воды) Верблюд ( накопление жира)
8. Поведенческие адаптации. Забота о потомстве Пара волков Прайд львов Обеспечивает продолжение рода и выживаемость потомства.
9. Биохимические адаптации: Образование веществ обеспечивающих защиту или нападение. Змея (яд) Скорпион (яд) Скунсы (резко пахнущие выделение)
Является ли приспособленность полезной и в других условиях?
Вывод: Любое приспособление целесообразно только в условиях, в которых оно сформировалось. При изменении этих условий адаптации теряют свою ценность или даже приносят вред организму. Следовательно – приспособленность носит относительный характер.
Выполните тестовое задание. 38
Проверь себя!!! а + б в г а + б + в + г вариант 2 вариант
Домашнее задание: 1. изучить текст с заполнить таблицу: Вид Среда обитания Черты приспособленности Относительный характер
Как я приспособлен? Защитное приспособление Маскировка Морфологическая адаптация Поведенческая адаптация
Как я приспособлен? Биохимическая адаптация Мимикрия Покровительств енная окраска Предостерегающая окраска