МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад компенсирующего вида 105» Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда Учитель-логопед: Аросланова А.А.
Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, а так же способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и родителей. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Презентационные материалы могут применяться для: Развития речевого дыхания - вместе с героями на экране ребёнок учится правильно дышать, закрепляет умение регулировать силу и направление воздушной струи и длительность речевого выдоха
Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи: Произноси звук [Л] пока летит самолёт: Произноси слог ЛА, когда лягушка прыгает: Называй картинки, растягивая первый звук в слове:
Дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв Упражнение «Змея ползёт»: произноси звук [С], пока ползёт змея: Упражнение «Комар звенит»: произноси звук [З], пока летит комар: На что похожа буква Н? Напиши в тетради букву Н. На что похожа буква М? Напиши в тетради букву М.
Развитие фонематического, слухового восприятия Послушай голоса животных Жарких Стран. Чей голос ты услышал?
Развитие элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза - компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью Определение позиции звука в слове: «Назови картинки, растягивая звук [С] в словах. Где слышится звук [С]: вначале, середине или в конце?»
Звуковой анализ слов
Усвоение лексических тем - большое разнообразие презентаций на любую лексическую тему. Например, «Профессии», «Посуда», «Мебель». Каждая тема раскрывается разными методами представления, красивыми иллюстрациями, грамотным озвучиванием слайдов. Регулирования времени показа слайдов позволяет учителю-логопеду дополнительно осуществить свои задачи коррекционной работы, не загружая ребенка дополнительной информацией.
Развития навыков словообразования и словоизменения СОЛЬСОЛОНКАСОЛИТЬСОЛЕНЬЯ Подбор родственных слов: «Рассмотри картинку, назови слова с общей частью»
Развитие связной речи и познавательных способностей дед Мороз подарок хлопушка гирлянда снегурочка мишура конфетти хоровод Составление рассказа по опорным словам
Составление рассказа по серии сюжетных картин: «Рассмотри картинки, разложи по порядку, составь рассказ»
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и от анимационного героя, либо со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства: – осуществление поли сенсорного восприятия материала; – возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; – объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми с картинного материала; – возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе; – активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка; – компьютерные презентации удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятие привлекательным и по- настоящему современным.
Важной и неотъемлемой частью коррекционной работы является тесное взаимодействие учителя – логопеда и родителей. Известно, что человек воспринимает информацию с помощью различных органов чувств. Эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного-25%, а их одновременное включение повышает эффективность восприятия до 65%.Поэтому использование презентаций, например во время проведения родительских собраний, круглых столов, позволяет расширить осведомлённость родителей в вопросах коррекционного процесса, продемонстрировать необходимые приёмы работы.
Кроме того, результативность коррекционно – образовательного процесса зависит и от взаимосвязи работы учителя – логопеда, воспитателя и др. специалистов. Использование мультимедийных презентаций – это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу. Ряд компьютерных программ можно активно применять при подготовке к занятиям. Например, для создания анимированных персонажей и букв можно работать с программами Macromedia Flash, PowerPoint. Яркие иллюстрации получаются при помощи таких программ, как Paint, AdobePhotoshop, CorelDRAW. Такая программа, как PowerPoint, также позволяет создать целый урок с серией разнообразных заданий. Это наиболее употребляемые программы при подготовке к занятиям, но есть множество других, не менее интересных программ, подходящих для использования в логопедической практике. И каждый учитель из этого многообразия может выбрать для себя то, что является для него наиболее приемлемым.