Тема 3. Древнейшие мировые культуры.(Ранние цивилизации) Кафедра: Сервиса и моды Преподаватель: Кочеткова Ирина Степановна, канд.ист.наук, доцент. Сравнительная характеристика культур Древнего Востока, Древнего Египта, Двуречья.
Ранние цивилизации Термин «цивилизация» применяется к народам, чья культура достигла определенного уровня развития: – развитие крупных общественных образований (городов, государств), имеющих хорошо организованную систему управления (администрацию), своды законов; – изобретение письменности; – создание календаря; – монументальная архитектура. Условия возникновения: – Наличие плодородных земель; – Крупная река (реки), орошающие земли. Культура развивалась изолированно, характерная черта – традиционность. Учебный материал 2
Древние государства (Ранние цивилизации) 1. Двуречье: Шумер, Аккад, Вавилония, Финикия, Ассирия, Урарту, Элам, Ахеменидский Иран. 2. Египет 3. Индия 4. Китай Учебный материал 3
Двуречье. В III тысячелетии до н.э. (5 тыс. лет до н.э.) рабовладельческое государство сложилось в южной части долины рек Тигра и Ефрата, называемой Двуречьем (вся долина называлась Месопотамией, по гречески – Междуречье. Древнейшее население страны – шумеры, основавшие первые города-государства (Урук, Ур, Лагаш, Эриду). Продолжателями шумерской культуры стали семиты (совр.арабы и евреи), создавшие Аккадское государство(Саргон I). Главным городом в XIX в.до н.э.(2 тыс. до н.э.) стал Вавилон - экономический и культурный центр всего древнего мира. Слово "Вавилон" ("Бабили") переводится как "Врата Бога". Учебный материал 4
Древняя Месопотамия (Двуречье), до н.э. 5
Египет. Периоды египетской истории Древнее царство гг.до н.э.(I-VI династии),столица - Мемфис. Среднее царство гг. до н.э. (ХI - ХIII династии), столица – Фивы Новое царство гг.до н.э. (ХVIII- ХХ династии). Учебный материал
Индия В конце III - начале II тыс. до н.э. (5 тыс. лет до н.э.) в бассейне рек Инда и Ганга сложилась протоиндийская культура (хараппская). Древнейшие города - Хараппи и Мохенджо - Даро. Вторжение ариев. В середине 2 тыс. до н.э. (1500 г. до н.э.) территорию завоевали полукочевые племена «ариев» (высокие и сравнительно светлокожие люди), перемещавшихся на территории от Польши до Средней Азии. Они покоряли народности и смешивались с ними. От них произошли греки, латиняне, кельты, тевтоны. Арийское вторжение положило начало совершенно новой культуре Индии. Учебный материал 7
Китай Этапы развития государства: – Государство Шан было основано ХVII в. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ.(1766 г. до н.э.) – ХII-III вв. до н.э.( гг.до н.э.) - правление династии Чжоу. – в III в. до н.э. (221 г.до н.э.) Цинь Шихуанди объединил страну и стал первым императором династии Цинь. – 206 г.до н.э г.н.э. – период династии Хань – культура Древнего Китая достигла расцвета. Учебный материал 8
Архитектура ранних цивилизаций. Монументальные сооружения, чаще всего пирамидальные. Междуречье: – Культовая архитектура (зиккураты) – Оборонительные сооружения (ворота богини Иштар). Египет: – Захоронения (пирамиды) – Культовая архитектура - храмы. Китай: – Захоронения (пирамиды, подземная армия Цинь Шихуанди) – Оборонительные сооружения (Великая китайская стена) – Гражданские постройки Индия: Культовая архитектура - Буддийские храмы: Реликварии – ступы (г. Санчи); – Колонны - стамбхи; – Скальные храмы – чайтьи (в Карме ). Учебный материал 9
Зиккураты стр.15 Культовые башни из кирпича-сырца. Строились в три этажа, отражая мифические представления о построении мироздания (небо, земля, подземные воды) или в семь этажей, которые соединялись лестницами и пандусами. Учебный материал 10
Учебный материал Зиккурат в Уре. Высота сооружения – 52,6 м (высота сохранившейся части в настоящее время – 25 м) 11
Ворота богини Иштар.. Сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука – быка и фантастического существа Сирруш. Учебный материал 12
Учебный материал Орнамент стен дороги Мардука 13
Учебный материал Вымышленное животное VII-VI вв. до н.э. Рельеф с ворот Иштар. Цветной кирпич 14
Архитектура Египта Искусство Египта развивалось как синтез всех видов, но при главенстве архитектуры. Главные объекты архитектуры - пирамиды (единственное из семи чудес света, сохранившееся до наших дней ). Крупнейшая - пирамида Хеопса - построена 5000 лет назад, высота 146,5 м. Назначение пирамид - вознесение на небо умерших фараонов. Храмовая архитектура - храм Абу-Симбел, храм царицы Хатшепсут, Храм Амона. Учебный материал 15
Учебный материал «Все боится времени и только время боится пирамид» 16
Учебный материал Храм царицы Хатшепсут. Конец XVI в. до н.э. Долина Дейр-эль-Бахри, Египет. 17
Учебный материал Храм Амона. Реконструкция XV в до н.э. Луксор, Египе. 18
В постройках встречается 3 типа колонн. Лотосовидная (капитель в виде цветка или бутон лотоса). Папирусовидная (капитель в виде связки папируса). Гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки). Учебный материал 19
стр.16 Китай. Царский некрополь в Аньяне гг. до н.э. Могилы шанских правителей представляют собой подземные пирамиды, перевернутые основанием вверх и ориентированные по сторонам света длинными проходами. Учебный материал 20
Учебный материал Терракотовая армия Цинь Шихуанди III в.до н.э. 21
Оборонительная архитектура Империя Цинь ( гг. до н.э.) Великая Китайская Стена Учебный материал 22
Гражданская архитектура Династия Хань Модель многоэтажного дома 2 в.до н.э. - 2 в. н.э. Раскрашеная глиняная модель. На крыше - птица, с балкона выглядывает человек, владелец, дома у дверей лежит собака. Такие глиняные модели домов, рисовых полей и рыбных прудов специально выполнялись для погребений. Учебный материал 23
Учебный материал Архитектура Индии. Реликварий - Ступа. г.Санчи II в.до н.э. 24
Учебный материал Индия. Стамбхи. Капитель колонны.Сарнатх.IIIв.до н.э. 25
Учебный материал Индия. Чайтья - скальный храм. Аджанта. V в. 26
Учебный материал Скальные храмы. Чайтья в Аджанте. Чайтья в Карли. 27
Учебный материал Индия. Чайтья - скальный храм. Аджанта. 28
Наука. Шумеры: пользовались шестидесятеричной системой (стали делить круг на 360 градусов, час на 60 минут, 3600 секунд). – развивалась геометрия. Индия: знали дроби, уравнения, понятие "нуля" и "бесконечности» – изобрели шахматы. Китай: – изобрели лунный календарь, бумагу, компас. Египет: – изобрели песочные, солнечные и водяные часы. – развитие десятичной системы счисления; – развитие медицины, как следствие искусства мумифицирования; – развитие астрономии: составили календарь; Учебный материал 29
Учебный материал Наука в Вавилоне 30
Способы и методы кодификации в культуре Развитие письменности в Двуречье: – Шумеры изобрели клинопись в IV-III тысячелетии до н.э. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали. Учебный материал стр.19 31
Клинопись Учебный материал 32
Кодекс законов Хаммурапи Учебный материал 33
Учебный материал Египет. Пиктография. Цельные рисунки, которыми изображали конкретные ситуации. 34
Виды египетской письменности Иероглифическое письмо («священные знаки»). Ранний вид письменности. Сначала каждый иероглиф был похож на то, что он изображал, позже научились изображать и абстрактные понятия. Иероглифическое письмо Иератическое письмо первоначально возникло как скорописная форма иероглифов, характерно сильное обобщение письменных знаков. Упрощенное письмо, пользовались жрецы.Иератическое письмо Демотическое письмо скорописная форма иератики. Появилось в VII в. до н.э. Обыденная форма египетской письменности, народное письмо. Системы письменности в Индии. V в.до н.э кхароштхи (индобактрийское письмо), брахмы (изобретение приписывается Брахме). Оба вида письма слоговые. Первоначально писали справа налево на высушенных пальмовых листах, шелке, деревянных дощечках. Письменность в Китае. Нач. 2 тыс. до н.э. иероглифическая письменность. Чаще всего писали на шелке - сверху вниз и справа налево. Учебный материал 35
Учебный материал Виды египетской письменности 36
Учебный материал Колонны с иероглифами. XIV-XIII вв до н.э. Египет 37
Изобразительное искусство Отличительные черты изобразительного искусства – величественная монументальность формы, – строгий и четкий, почти геометрический конструктивизм, – фронтальность – статичность – каноничность. Учебный материал 38
Учебный материал Скульптура. Канон. Египет: Статуи исполнялись согласно канону - строгим правилам. Фигуры, стоящие с выдвинутой вперед ногой, либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. 39
Скульптура шумеров. Канон. В храмах статуи небольшого размера - одоранты (лат.-adore – «поклоняться»)- фигуры молящихся. Адоранты выполнялись согласно строгому канону (поза, жесты рук, черты и выражение лица) Жрец III тыс. до н.э. Мрамор Учебный материал 40
Скульптура шумеров. Канон. Этнические черты различаются по формам. Одни имеют крупную бритую голову и орлиный нос, другие отличаются длинной вьющейся бородой семитского типа. Шумерское искусство не ищет идеал красоты в человеческом теле. Тело скрыто под жесткими одеяниями. Фигуры изображаются в длинных юбках с фалдами или туниках, которые адаптируются к принятой геометрической схеме, подчеркивая цилиндрический силуэт юбок, квадрат плеч, треугольник в локтях. Учебный материал 41
Канон. Скульптура шумеров Вавилон. Гильгамеш со львенком в руках Ок гг. до н.э. Из дворца Саргона II. Учебный материал 42
Учебный материал Виды искусства: рельеф, фреска. Художник показывал предмет не таким каким видел его а стараясь отразить все его характерные признаки. Голова, локти, ноги тела человека изображались в профиль, а плечи и глаза - в анфас. 43
Изменение стиля в изобразительном искусстве. Произошло в ХIV в. до н.э. после реформ фараона Аменхотепа IV (Эхнатон) До этого изображение напоминало схему, читалось, а не смотрелось. Теперь изображения стали реалистическими, приобрели черты портретного сходства передавали внутренние переживания. Пример: скульптурные портреты Нефертити - жены Эхнатона, ставшие эталоном женской красоты (скульптор Тутмес). Учебный материал 44
Учебный материал Маска Тутанхамона. 45
Представления о красоте Учебный материал 46
Статуэтка танцовщицы из Мохенджо-Даро. Индия. IIIII тыс. до н. э. Бронза. Национальный музей, Дели Учебный материал
Дарители. Рельеф чайтьи в Карли. I в. до н. э. 48 Олицетворение идеала красоты, и двух начал в природе мужского и женского. Их соединение рождает все живое на земле. В трактовке мужских фигур мужественность сочетается с мягкостью. Могучий разворот плеч и тонкая талия, однако пропорции тела, мягкость и плавность форм близки к женским. Женщины уподоблены традиционному для Индии изображению богини плодородия. Эта традиция оказала влияние на формирование идеала не только женской, но и мужской красоты, которая стала воплощением внутренней энергии и жизненной силы человека.
Виды искусства Шумеры: глиптика - резьба по драгоценному камню (изготовление резных печатей). Египтяне: изобрели фаянс, глазурь, стекло. Китай: театральное искусство; станковая живопись (выполнялась минеральными или растительными красками на тонком шелке). Учебный материал 49
Учебный материал Глиптика. Цилиндрическая печать. XIII в. до н. э. Халцедон. Высота 4,1 см, диаметр 1,6 см Британский музей, Лондон 50
Учебный материал Музыка Шумеры - создали свирель, флейту, бубен, арфу, лиру. Деталь арфы из "царской гробницы" Лира. Около XXVII-XXVI вв. до н.э. Из Ура. 51
Музыкант с острова Аморгоса 3 тыс.до н.э. Учебный материал 52
Певец Зедконсуауфанк играет на арфе перед богом Хармакисом Ок гг. до н.э. С надгробия из Фив. Учебный материал 53
Учебный материал Музыкантши и танцовщицы гг. до н.э. Роспись гробницы в Фивах. Египет 54
«Звериный стиль» - стилизованное изображение животных(возник в бронзовом веке). V в. до н.э. Из бассейна Аму-Дарьи. Золото, эмаль, драгоценные камни Учебный материал 55
Мифология Двуречья Политеизм- (поли –много; тео - бог)- многобожие. Более сотни богов. Думузи (Таммуз) - "Истинное дитя" - бог умирающий и воскресающий, олицетворяющий судьбу зерна. Инанна (Иштар) - богиня плодородия, любви. Эта пара напоминает супружескую чету богов Осириса и Исиды в Древнем Египте. Учебный материал 56
Голова богини Инанны III тыс. до н.э. Из Белого храма в Уре. Учебный материал 57 В центре каждого города шумеров находился храм его божественного покровителя. В храме было большое количество жрецов, жриц, чиновников, писцов, уборщиков.
Учебный материал Человек с телом льва VI-IV вв. до н.э. Скульптурный рельеф. 58
Мифология Египта Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор -сокол, Ра - с головой сокола, Сехмет - львица, Анубис - шакал, Сет - с головой осла и т.п. Осирис и Исида - главные боги. Смерть Осириса, его захоронение отождествлялось с севом, с прорастанием зерна. Фараон рассматривался как живое божество. Учебный материал 59
Учебный материал Сцены пахоты и поклонения крокодилу X в. до н.э. С погребального папируса Та-ди-Мут, певца Амона, из Фив 60
Учебный материал Бог Анубис вынимает из мумии фараона сердце. II тыс. до н.э. 61
Богиня Исида ведет царицу Нефертари в гробницу Учебный материал 62
Учебный материал Суд Осириса. 63
Учебный материал Мифология Китая. Ритуальные бронзовые сосуды для вина Сосуды в виде священных животных. Приписывалась магическая сила оберега. 64
Учебный материал 65 Древнекитайская космогония. Древние предания не отделяли человека от природы. Знания об окружающем мире в равной мере являлись и знаниями о самом человеке. Противопоставление двух символов, противоположных начал древнекитайской космогонии – ян и инь. Из их взаимодействия родились все вещи. А само их существование поддерживает гармоническое равновесие. В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе.
Мифология Индии В хараппской культуре - культ Богини-Матери. Земледельческие культы, связанные с сезонным умиранием и возрождением, используют сексуальную символику. Мифологическая символика Линга (linga - знак пола) обозначающий мужскую производящую силу Йони ( yoni - источник) женская производящая сила. Линга изображался как каменный столб, поднимающийся из йони, изображаемой в виде кольца; Свастика - ( svastika - благо) - крест с загнутыми под углом или овально концами. Это был символ, связанный с Солнцем, со светом, благом, щедростью и благополучием. Учебный материал 66
После завоеваний ариями утвердилась ведийская мифология. Брахманизм. I тыс. до н.э Носит характерные черты культов плодородия. Количество богов очень велико (Дьяус великий бог-отец, Индра - бог войны и грозы, Агни - бог огня и др.) Учение о карме и сансаре Карма - сумма предшествующих добрых и злых дел, предполагающая последующее вознаграждение или наказание; Сансара - переход из одного тела в другое (в какое именно определяется кармой). Цепь непрерывных воплощений (до 83 тысяч) - это колесо Сансары. Учебный материал 67
Учебный материал 68 расположена по центру современного государственного флага Индии на её гербе на гербе Монголии Шри-Ланки региональных флагах (флаг Сиккима). Колесо Дхармы, или Дхармачакра
В VI в. до н.э. - Буддизм "Четыре благородные истины" Будды (основатель буддизма Сиддхартха Гаутама): 1. истина - все, что существует в мире страдает. 2. истина – причина страданий –желания и страсти человека. 3. истина - страдание может быть уничтожено, если освободиться от страстей. 4. истина - есть путь освобождения (из восьми этапов), в конце которого лежит нирвана (освобождение от кармы и выход из сансары). – "Учение о середине" - отказ от крайностей. Йога – способ физического достижения нирваны Учебный материал 69
Мировоззренческие концепции Китая. VI в. до н.э. Даосизм (Лаоцзы) – Провозглашал необходимость подчиняться закону жизни, закону развития Вселенной. – Задача разума - распознание всеобщего порядка в природе и следование общему пути. – Гармоническое единство человека и закона (Неба) Конфуцианская этика (Кунцзы) – Концепция "жэнь" (гуманности, человечности) и его высшего проявления "ли" (правила, этикет). – Правитель - отец, заботится обо всех, как о своих детях; подданые - дети, почитающие превыше всего своего отца (правителя) и беспрекословно подчиняющиеся. – Власть должна быть справедливой. Учебный материал 70
Культурный диффузионизм. Египетское искусство, с характерной для него монументальной архитектурой и скульптурой явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него - европейским. Влияние на культуру Рима: культ египетской богини Исиды получил широкое распространение в Риме; Влияние египетской религии на христианское учение: библейские сюжеты, учение о загробной жизни и загробном суде связаны с египетской религией или заимствованы из нее. Учебный материал 71
Значение древнейших мировых культур В ХХ веке культура Древнего Востока активно изучалась. К ней вспыхнул большой и устойчивый интерес во всем мире. Особое внимание привлекают религиозные концепции - буддизм, даосизм, конфуцианство, как глубоко нравственные учения. Учебный материал 72
Изречения Будды «Победа рождает ненависть, ибо побежденный несчастен", «Пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром", «Можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой". Учебный материал 73
Письменное задание. 74 Рабочая тетрадь. Тема 3. Древнейшие мировые культуры. Для студентов специальности: «туризм» (БТУ): Составьте туристический маршрут «Искусство древних цивилизаций в выставочных залах и музеях России». -«спортивно-оздоровительный сервис» (СО): Йога, как часть буддизма, способ физического достижения нирваны. -«социально-культурный сервис и туризм» (СУ): Косметические средства в культурах древних цивилизаций. - «социально-культурный сервис и туризм» (СС): Традиции восточного чаепития. Обязательно укажите список использованной литературы из библиотеки ВГУЭС, видео материалов из из медиакласса ВГУЭС.
I.Вопросы для студентов всех специальностей: 1. Культура и искусство Древнего Египта. 2. Культура и искусство Месопотамии. 3. Культура и искусство Древнего Китая. 4. Культура и искусство Древней Индии. 5. Общие тенденции развития художественной культуры древнейших цивилизаций (диффузионизм). II. Для студентов специальности: -«спортивно-оздоровительный сервис» (СО): Йога как часть буддизма. -«социально-культурный сервис и туризм» (СУ): 1. Расскажите о косметических средствах в культурах древних цивилизаций. 2. Расскажите о характерных чертах мужской и женской красоты, существовавших в ранних цивилизациях. -«туризм» (БТУ): Составьте туристические маршруты «Искусство древних цивилизаций в выставочных залах и музеях России». - «социально-культурный сервис и туризм» (СС):1. Традиции восточного чаепития во Владивостоке. Качество предоставления услуг. 2. Блюда восточной кухни. Устное задание. 75 Семинар. Тема 3. Древнейшие мировые культуры
76 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.