Михаил Юрьевич Лермонтов Годы жизни: г. Место рождения: Москва Родители: Мария Михайловна, Юрий Петрович Бабушка: Елизавета Алексеевна Арсеньева Детство: имение Тарханы, Пензенской губернии Учеба: с 1828 г. – Благородный пансион Московского университета 1832 г. – Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (Петербург) Интересы: немецкая философия, французская литература, английская поэзия, русская словесность Любимые поэты: Пушкин, Байрон Первые произведения: поэмы «Кавказский пленник», «Корсар» (1828 г.) Основной мотив: одиночество
Лирическое произведение – произведение, в котором автор выражает свое душевное состояние, свои мысли о мире и человеке. Эпитет – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему (печальная луна). Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ (вьюга злилась) Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов
«Три пальмы» М.Ю. Лермонтов Баллада – стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему. Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. Роптать - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. Караван – группа навьюченных животных (верблюдов), пере- возящих грузы, людей (в пустыне, в степи). Вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. Фарис – по-арабски: всадник, витязь. Челнок – выдолбленная из дерева лодка. Шатер – большая палатка, крытая тканью, ковром.
Восточное сказание Что в тексте подтверждает этот жанр? Какие слова и выражения передают восточный колорит?
Подберите отрывки из баллады, к которым могли бы соответствовать иллюстрации
«Листок» М.Ю. Лермонтов
Прием антитезы Листок Чинара Засох, увял от холода Бедный листочек Засох, увял Чинара молодая Зеленые листья Цвету и блистаю Внешние признаки, окружение, взаимоотношения с миром, чувства Оторвался от ветки родимой В отчизне суровой Один и без цели С ней шепчется ветер Райские птицы Сынам свежим Жестокою бурей гонимый От холода, зноя и горя Странник прижался Приюта молит Один и без цели Засох, увял без сна и покоя Зеленые листья лаская Солнцем любима Ветви раскинула на просторе Корни умывает холодное море
«Утес» М.Ю. Лермонтов
Композиция стихотворения На сколько частей можно разделить стихотворение? Какие образы помогают нам определить композиционные части? Назовите их. Какой из этих образов важнее для автора? Почему?
Образ-символ: «тучка золотая» Что вы можете сказать об этом образе? Какие слова, художественно- выразительные средства, использованные автором для создания этого образа помогают нам понять его характер и настроение? Подберите эпитеты.
«Утес» Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; золотая тучка умчалась лазури весело весело играя
Образ-символ: утес-великан Что вы можете сказать об этом образе? Какие слова, художественно- выразительные средства, использованные автором для создания этого образа, подчеркивают его одиночество ? Подберите эпитеты.
«Утес» Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Старого в морщине Одиноко глубоко тихонько плачет в пустыне влажный след задумался
Какая из этих иллюстраций точнее передает настроение стихотворения, его главный мотив? Объясните, почему?
Домашнее задание Письменная работа: комментарий к одному из стихотворений М.Ю. Лермонтова по плану: 1. Автор и название стихотворения. 2. Главный мотив стихотворения. 3. Композиция стихотворения. 4. Главные образы, их настроение, судьба. 6. С помощью каких приемов и средств автору удается донести до читателя главную мысль стихотворения?