Какова она, северная красавица? Костюм является эволюцией И … самым важным признаком, по которому мы можем судить о привычках, и образе жизни каждого века. О. Уайльд
Цели и задачи. Изучение истории развития русского народного костюма. Выделение основных аспектов в формировании русского костюма Севера. Создание женского русского костюма Севера, используя современные материалы. Пропаганда русской культуры Севера, с целью воспитания гражданственности и патриотизма.
Из истории сарафана. Сегодня сарафан - длинное платье на бретелях, надевавшееся поверх сорочки или на голое тело, считается русским традиционным костюмом, однако ещё в XIV веке его надевали воеводы и великие московские князья. Обязательной частью гардероба русских красавиц сарафан стал в XVII веке.
Северорусский сарафанный комплекс Рубаха Рубаха Сарафан Сарафан Пояс Пояс Душегрея Душегрея Головной убор Головной убор Украшения Украшения Обувь. Обувь.
Рубаха - древнейший ведущий элемент русского народного костюма. Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединённых на плечах поликами. Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединённых на плечах поликами. Узоры располагались строго на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи. Узоры располагались строго на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи.
Сарафан Сарафан распространялся повсеместно, в том числе и в сельской местности. В зажиточных семьях сарафаны шили из парчи, шёлка, бархата. Сарафан распространялся повсеместно, в том числе и в сельской местности. В зажиточных семьях сарафаны шили из парчи, шёлка, бархата. Особую роль играли пуговицы – филигранные, со стеклянными вставками, дутые, гладкие, ажурные. Особую роль играли пуговицы – филигранные, со стеклянными вставками, дутые, гладкие, ажурные.
Пояс Особую роль в русском костюме всегда играли пояски. Маленькая девочка впервые севшая за ткацкий станок, начинала своё обучение ткачеству именно с пояска. Пояса были : тканые, вязаные, плетёные. Особую роль в русском костюме всегда играли пояски. Маленькая девочка впервые севшая за ткацкий станок, начинала своё обучение ткачеству именно с пояска. Пояса были : тканые, вязаные, плетёные. На Руси никогда не ходили распояской, первой « одеждой », которую получал новорожденный был именно пояс, считалось, что он оберегает от бед. На Руси никогда не ходили распояской, первой « одеждой », которую получал новорожденный был именно пояс, считалось, что он оберегает от бед.
Душегрея Рукава были цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером, декорировалась бахромой. Рукава были цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером, декорировалась бахромой.
Головной убор В русском народном костюме головному убору уделялось особое внимание. В русском народном костюме головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать местность владельца, возраст, семейное положение. Форма головного убора всегда сочеталась с причёской. У девичьего головного убора была открытая макушка. У девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины прятали полностью волосы под убором. Женщины прятали полностью волосы под убором.
Украшения. Кокошник – нарядная девичья Кокошник – нарядная девичья карина напоминала старинный карина напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами. царский венец с причудливыми зубцами. Кокошник богато вышивался вышивкой, жемчугом. Девушки в косу вплетали жемчужные, серебряные, золотые нити, Кокошник богато вышивался вышивкой, жемчугом. Девушки в косу вплетали жемчужные, серебряные, золотые нити, цветные шнурки. цветные шнурки. Вышивка на крестьянской Вышивка на крестьянской одежде не только украшала, одежде не только украшала, но и должна была защитить но и должна была защитить того, кто носил эту одежду того, кто носил эту одежду от беды. от беды.
Обувь Л юбой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью плетённой или катанной. Л юбой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью плетённой или катанной. Обувью на Севере служили лыковые лапти разного плетения. Зимой носили валенки. Обувью на Севере служили лыковые лапти разного плетения. Зимой носили валенки.
P.S. P.S. Изучая литературу о развитии русского северного костюма, я узнала много нового и интересного и сделала для себя соответствующие выводы : Изучая литературу о развитии русского северного костюма, я узнала много нового и интересного и сделала для себя соответствующие выводы : Эстетический идеал внешнего облика русской красавицы - это целостный гармоничный образ, воплощающий народные представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Эстетический идеал внешнего облика русской красавицы - это целостный гармоничный образ, воплощающий народные представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Обращаясь к проблеме изучения и создания русского народного костюма Севера следует обратить особое внимание на то, что весь внешний образ человека – Обращаясь к проблеме изучения и создания русского народного костюма Севера следует обратить особое внимание на то, что весь внешний образ человека – это ансамбль, в котором физические данные, одежда и манера поведения сливаются в гармоничное единое, где эстетическое неотделимо от этического. это ансамбль, в котором физические данные, одежда и манера поведения сливаются в гармоничное единое, где эстетическое неотделимо от этического.
Создание Северорусского сарафанного комплекса. Специфическое звучание костюму придает красный цвет и его оттенки. Специфическое звучание костюму придает красный цвет и его оттенки. Костюм построен на сочетании красных, белого, с незначительным количеством золотисто - серебристых цветов. Орнаментальные мотивы условны, просты, взаимосвязаны между собой по правилам орнаментального ритма и симметрии. Целостность композиции достигнута не только цветовым и фактурным сочетанием, но и органичностью связи конструктивного решения рубахи, сарафана. Костюм построен на сочетании красных, белого, с незначительным количеством золотисто - серебристых цветов. Орнаментальные мотивы условны, просты, взаимосвязаны между собой по правилам орнаментального ритма и симметрии. Целостность композиции достигнута не только цветовым и фактурным сочетанием, но и органичностью связи конструктивного решения рубахи, сарафана.
Рубаха Рубаха из белого холста. Рукав по длине укороченный. Рубаха из белого холста. Рукав по длине укороченный. В рубахе присутствует два ярко выраженных композиционных центра : В рубахе присутствует два ярко выраженных композиционных центра : головной плечевой пояс - полики головной плечевой пояс - полики орнаментально - цветовым аккордом является центр рукава. орнаментально - цветовым аккордом является центр рукава.
Епанечка Епанечка - одна из разновидностей душегреи, даже холодника : короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки. Она облегала спину и грудь, застегивалась спереди на крючок, сзади собиралась складками. Изготавливали ее из парчи или шелка, на подкладке. Хотя носили епанечку девушки летом, ее подбивали ватой. Украшалась золотым шитьем, подшивалась бахромой. Епанечка - одна из разновидностей душегреи, даже холодника : короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки. Она облегала спину и грудь, застегивалась спереди на крючок, сзади собиралась складками. Изготавливали ее из парчи или шелка, на подкладке. Хотя носили епанечку девушки летом, ее подбивали ватой. Украшалась золотым шитьем, подшивалась бахромой.
Сарафан Сарафан шелковый с бретелями - косоклинный. Вдоль верхнего среза проходят полоски желтой парчи. Сарафан изготовлен из красной ткани. Сарафан касается фигуры в основном в области плечей и таким образом скрывает строение фигуры, создавая впечатление плавности и величия. Силуэтные изображения выражают динамику формы костюма. Сарафан шелковый с бретелями - косоклинный. Вдоль верхнего среза проходят полоски желтой парчи. Сарафан изготовлен из красной ткани. Сарафан касается фигуры в основном в области плечей и таким образом скрывает строение фигуры, создавая впечатление плавности и величия. Силуэтные изображения выражают динамику формы костюма.
Кокошник. Кокошник - был сначала только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Кокошник - был сначала только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Солнечные розетки украшающие кокошник выражают идею плодородия матери - земли. Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Солнечные розетки украшающие кокошник выражают идею плодородия матери - земли. Название головного убора, напоминает о птице :, курице ( по - старому кокошинн ). Название головного убора, напоминает о птице :, курице ( по - старому кокошинн ).
Заключение Заключение Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Вспомним узоры на рубахах, Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Вспомним узоры на рубахах, поневах, передниках : женщины с воздетыми руками, неотцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами посредине... Ученые доказали, что все они выражают идею плодородия матери - земли, столь близкую душе земледельца. поневах, передниках : женщины с воздетыми руками, неотцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами посредине... Ученые доказали, что все они выражают идею плодородия матери - земли, столь близкую душе земледельца. Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, северная красавица являла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, выступала торжественно. Всегда очень важно, что за человеком стоит. Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древней - шая из культур – земледельческая. Им крестьянин слу - жил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме. Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, северная красавица являла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, выступала торжественно. Всегда очень важно, что за человеком стоит. Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древней - шая из культур – земледельческая. Им крестьянин слу - жил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.