Серебряный век Серебряный век
Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
«Символ – окно в бесконечность» Ф. Сологуб Символ – многозначное иносказание, содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов.
Владимир Соловьев – родоначальник символизма
Всеединство: Красота, Добро, Истина Путь поэзии – прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность
«Музыка прежде всего» Поль Верлен Философия Платона: действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков.
Старшие символисты Д. Мережковский З. Гиппиус В. Брюсов
«Мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» Основные темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог
«Создания искусства – приотворенные двери в вечность» В.Брюсов Экзистенциализм (философия существования) -мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф. Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами.
Старшие символисты петербургского крыла во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, ухода от скуки повседневности в мир фантазий и иррациональных предчувствий
Я – раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З. Гиппиус
«Младосимволисты» «Последняя цель искусства – пересоздание жизни» Андрей Белый А. БелыйА. Блок К.Бальмонт Ф. Сологуб
Поэт-теург, посвященный Стремление «приблизиться к Мировой Душе»
И. Анненский Психологический символизм
Акмеизм Акмеизм – (от гр. аkme – острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно- чувственное восприятие внешнего мира. Возврат его изначального, не символического смысла Адамизм – «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
1911 г. – «Цех поэтов» Поэзия – ремесло. О. Мандельштам Н. Гумилев А.Ахматова
Акмеисты выступали против «размытости» символистов. Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, смакование детали, четкость композиции.
Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически значимом жесте. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии.
Футуризм Футуризм – (от лат. futurum – будущее) Авангардное течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Футуристы поставили человека в центр мира (теория «сверхчеловека» Ницше)
Предмет их внимания – урбанистическая цивилизация. «Адская сущность» города, где человек оглушен бездушной новой «техникой» и раздавлен темной, бездушной силой. Футуристы понимали мир как макрокосм, а человека как микрокосм.
«Кубофутуристы» В.МаяковскийД.Бурлюк А.Крученых В. Хлебников
Картина Бурлюка
1910 г. – «Садок Судей» 1912 г - «Пощечина общественному вкусу» «Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского и проч., и проч. С Парохода Современности…»
1913 г. – «Садок Судей II» Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; Новые ритмы, рифмы, размеры стиха; Новые слова (неологизмы) и новые темы; Визуальное воздействие, графические эксперименты; Презрение к славе
Эпатаж Футуристы (будетляне) тяготели к эпатажу обывателя (одежда, театрализованные действия, «Правительство Земного Шара»
«Эгофутуристы» Я – Гений - Игорь Северянин
«Центрифуга» Н.Асеев Б.Пастернак