Эстетическое воспитание дошкольников
Значение эстетического воспитания в контексте всестороннего развития личности ребенка Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и даже влияет на физическое развитие.
Понятие эстетического воспитания Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Цели эстетического воспитания 1. Развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности 2. Совершенствование эстетического сознания 3. Включение в гармоничное саморазвитие 4. Формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Задачи эстетического воспитания Исходя из целей, их можно сформулировать как: Задачи приобщения к эстетическим ценностям 1. Формирование эстетических знаний 2. Воспитание эстетической культуры 3. Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого 4. Формирование эстетического отношения к действительности 5. Развитие эстетических чувств 6. Приобщение к прекрасному в жизни, труде, природе 7. Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты 8. Формирование эстетического идеала 9. Формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, во внешнем виде Задачи формирования практических умений 1. Обучение детей рисованию, лепке, конструированию 2. Обучение пению, движениям под музыку 3. Развитие словесного творчества Данные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Методы эстетического воспитания дошкольников Каждой группе задач эстетического воспитания дошкольников соответствуют свои методы: Методы приобщения детей к искусству -показ -наблюдение -объяснение -пример взрослого -анализ При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Методы формирования навыков художественной деятельности - показ - упражнение -объяснение -метод поисковых ситуаций Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками, участвовать в художественной деятельности разных видов.
Содержание эстетического воспитания дошкольников включает: -изучение элементов теории эстетики; -систематическое общение с художественной культурой; -организованное участие в художественном творчестве. Базисная программа развития дошкольников «Истоки» представляет содержание эстетического воспитания в следующих блоках (старший дошкольный возраст): -художественная литература (приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений); -изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности); -художественная декоративная деятельность, детский дизайн; -дети в музее изобразительного искусства (развитие художественной культуры дошкольников в условиях социокультурной среды музея); -музыка ( слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах).
Средства эстетического воспитания дошкольников Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают ребенка на эстетическую сторону быта. Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты. Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка. Важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством эстетического воспитания она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. Средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с конкретными видами искусств (театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн). В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Принципы отбора средств эстетического воспитания: -учет специфики самого средства; -учет потенциальных педагогических возможностей средства эстетического воспитания; -учет характера педагогической задачи; -учет индивидуальных особенностей детей; -учет возрастных особенностей развития.
Формы организации эстетического воспитания дошкольников 1. Художественная деятельность. 2. Организованные занятия. 3. Экскурсии. 4. Развлечения, театрализованные игры. 5. Праздники. 6. Дизайн-деятельность.
Задание студентам Задание для самостоятельной работы студентов Ознакомьтесь с содержанием статей И. Котовой «О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками» («Дошкольное воспитание» год) и А. Яковличевой «Некоторые вопросы понимания дошкольником текста и рисунка в детской художественной книге» (Учёные записи кафедры дошкольной педагогики Ростовского-на-Дону Государственного педагогического института. Вып. 1. Под ред. АВ. Черкова ). Письменно раскройте особенности восприятия книги (текста и иллюстрации) младшими и старшими дошкольниками. Практическое занятие Выступите с коротким сообщением об одном из известных художников- иллюстраторов детских книг (по выбору студентов) из предложенного списка. Расскажите о биографии и творческом пути художника, о педагогически ценных художественных особенностях созданных им иллюстраций. Покажите портрет художника и несколько иллюстрированных им книг. Поделитесь собственным опытом работы по ознакомлению дошкольников с книжной иллюстрацией.
Приложение к заданию студентам Алимов С. Билибин И. Булатов Э. и Васильев О. Вальк Г. Васильев В. Васнецов В. Васнецов Ю. Владимирский Л. Гусев В. Диодоров Б. Ермолаева А. Зеброва Т. Казбеков Л. Калиновский Г. Капустина Т. Каневский А. Карпенко М. Кузнецов К. Конашевич В. Кокорин А. Коростышевский Л. Кочергин Н. Кудрявцева В. Куприянов С. Курдов В. Лапшин Н. Лебедев В. Лукъянец В. Маврина Т. Мазурин Г. Носкович Н. Огородников Г. Орлова Н. Павлишины И. и Н. Рачёв Е. Сутеев В. Токмаков Л. Тырса Н. Чарушин Е., Чарушин Н. Шульгина Л.
Литература 1. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками. Дошкольное воспитание Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. – М., Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., Флёрина Е.А. эстетическое воспитание дошкольника /Под ред В.Н. Шацкой. – М., Яковличева А. Некоторые вопросы понимания дошкольником текста и рисунка в детской художественной книге (Учёные записи кафедры дошкольной педагогики Ростовского-на-Дону Государственного педагогического института. Вып. 1. Под ред. АВ. Черкова ).