Проблема текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Advertisements

Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
Комплексный анализ текста Сказка – притча «Орел и воробьи» О.М. Безымянная.
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение ( согласие / несогласие с позицией автора.
Рекомендации к экзамену по русскому языку. 12 класс.
Учимся выявлять проблему Занятие 1. Типы проблем Философские Социальные Политические Нравственные Экологические Эстетические.
Анализ публицистического текста Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Информационно-методическое сопровождение педагога гуманитарного цикла в условиях подготовки к ЕГЭ по русскому языку (Из опыта работы) Сайян Ирина Робертовна,
Учитель МОУ СОШ 34 г. Ставрополя Яралова Е.И.. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных.
Проблема текста. Определение Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения. Проблематика.
Учитель русского языка и литературы Жиркова Ирина Владимировна.
Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (К-2)
Леонова Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 121 Калининского района ГО город Уфа « Роль уроков литературы в подготовке учащихся старших.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23б – 36%)
Практикум 1. Алгоритм выявления проблемы художественного текста. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев. Определите, какие положительные или.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Тема и проблема текста Тема – то, о чем говорится в тексте. Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной.
Применение ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ Как работать над частью С (проблема,комментарий к проблеме, позиция автора в сочинении – рассуждении).
Транксрипт:

Проблема текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. От ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно подумать над следующими вопросами:

Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (Социальный – человек и общество; политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда; нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.) Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся? Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.) Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/ трусость, любовь/ненависть и т.п.). Проблема может быть философской.

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков: Человек и общество * Проблема несправедливости социального устройства общества. * В чем заключается смысл жизни человека? * Проблема воспитания. * Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. * Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? * Значимость труда в жизни человека.

Человек и природа * Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. * Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек * Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими * людьми). * Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? * Проблема любви/ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношений подростков.

Человек и культура/искусство * Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. * Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? * Проблема духовности в искусстве. * Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и нравственные ценности * Проблема подлинных и мнимых ценностей. * Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? * Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? * Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? * Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Помочь грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции : * Автор поднимает проблему… * Автор затрагивает важную проблему… * Автора текста волнует проблема… * Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… * Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… * Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой… * Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д.Гранин. * Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, – это… * Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… * Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием: 1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. 2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение. 3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы. * Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

Типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста: * У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. (важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой) * Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека… (Перед нами очень распространенная грамматическая ошибка – нарушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа: проблема равнодушия человека.) * Главная проблема этого текста – это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты. * Лучше: Автор поднимает проблему сострадания или Как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать?)

* Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер… (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: …автор поднимает важную социальную проблему…) * Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью. (Вместо проблемы формулируется позиция автора.) * В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема – это не одно и то же.)

* Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». * Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)